Отчетный период – одно из основных понятий в бухгалтерском деле, хорошо знакомый бухгалтерам. Тем не менее, оно нередко вызывает затруднения, которые связаны с расхождением законодательной базы и управлением фирмой на практике.
Упрощенно: отчетный период – срок, в который компании необходимо сдать бухгалтерскую отчетность.
На первый взгляд все понятно, но в вопросах определения этого срока возникают трудности. Дело в том, что в бухгалтерском учете он составляет календарный месяц, а Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 (редакция от 26.07.2019) с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2020, определяет период в год. Так как правильно фиксировать отчеты?
Промежуточная бухгалтерская отчетность
По закону финансовый год начинается с первого января и заканчивается тридцать первого декабря, кроме случаев, когда фирма была реорганизована или ликвидирована раньше этого срока.
На практике используется промежуточная бухгалтерская отчетность – та, которая формируется за период, меньший, чем календарный год. Какие здесь скрываются подводные камни?
Согласно пункту 29 ПВБУ компания составляет промежуточную отчетность с нарастающим итогом раз в месяц или квартал, если в законе не установлено другое.
Но мы видим, что в законе как раз обозначено другое: по нему промежуточную бухгалтерскую отчетность надо делать только в ситуациях, когда компанию обязали ее составить. Это указание может быть предусмотрено законодательством, правовыми актами надзорных органов или корпоративными нормами, прописанными в договорах, учредительной документации. При этом определяются отчетные периоды и даты. К примеру, законной датой для отчета в хозяйственном обществе считают день уплаты дивидендов, к которому приурочено определение суммы чистых активов.
Нужна ли промежуточная отчетность?
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ фирмы не обязаны составлять промежуточную месячную отчетность. Отчетным периодом на законных основаниях они должны считать календарный год. Но вместе с тем компании не спешат от нее отказываться, хотя, казалось бы, на законодательном уровне разрешено отчитываться раз в год и упростить ведение бухгалтерии. Почему это происходит?
Реальность такова, что официальная методика, основанная на «Положении по ведению бухгалтерского учета» и «Инструкции по применению плана счетов», ориентирована на ежемесячную отчетность и расходится с законодательством. Возьмем синтетические счета 90, «Продажи», и 91, «Прочие доходы и расходы»: согласно пункту 79 ПВБУ отчетный период для них наращивался помесячно и финансовый результат требовалось предоставлять раз в месяц.
Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании учета всех хозяйственных операций компании.
ФЗ избавил бухгалтерию от этой обязанности – теперь отчитываться можно ежегодно. Но практически это неосуществимо, так как все ведение бухгалтерии много лет было подстроено под месячные периоды. Поэтому большинство организаций определяют в собственной документации для отчета последний день календарного месяца, формально сохраняя прежний порядок.
- Это также совместимо с налоговым учетом – в нем отчетные периоды составляют квартал или месяц, что целесообразно отразить и в бухучете.
- Промежуточные отчеты нужны и в хозяйственных обществах – при фиксации больших сделок, расчете выплат уходящим сторонам ООО, квартальных и полугодовых дивидендов. В этих отчислениях учитывается текущая чистая прибыль по пункту 1 статьи 28 Закона 14-ФЗ и пункту 1 и 2 статьи 42 Закона 208-ФЗ. Без отчетности по закрепленным в уставе промежуточным датам понадобится вердикт общего собрания акционеров.
Каковы же плюсы нового закона об отчетном периоде?
Если все продолжают работать по-старому, когда применим обновленный закон и кому он может быть полезен? Он все же позволяет сделать бухгалтерскую отчетность проще.
Как мы выяснили, поверхностный взгляд показывает, что избавление от ежемесячной отчетности облегчает работу бухгалтеров. На деле, закрывая счета 90 и 91 раз в году, легко потерять контроль над финансовой частью. Так в чем состоят преимущества закрепленного законным путем ежегодного отчета?
Так, можно существенно сократить временные затраты на составление отчетов по счетам 25, «Общепроизводственные расходы», 26, «Общехозяйственные расходы», 44, «Расходы на продажу», а также ПБУ 2/2008 «Учет по договорам строительного подряда». Это позволит избавиться от лишней головной боли в виде ежемесячных калькуляций.
Большинство организаций используют 1С:Отчетность для ведения бухгалтерии: она легко подключается к 1С: Предприятию, автоматически напоминает о сроках сдачи документов и позволяет отправлять их в надзорные органы непосредственно из программы бухгалтерского учета. После получения контролирующими организациями отчетов в систему приходит уведомление. Расширить функционал, чтобы адаптировать программу под свой бизнес, просто с помощью доработок, которые вносят специалисты по сопровождению 1С.
Итог
Как правильно организовать бухгалтерскую отчетность? Несомненно, установленный законодательством годичный отчетный период выгодно использовать для оптимизации работы бухгалтерии. Но вместе с тем необходимо обозначить в уставе компании промежуточные отчетные периоды для тех случаев, в которых упорядочивание делопроизводства важнее, чем сокращение рабочих процессов.