Суммированный учет рабочего времени. Делаем все правильно

Читать в полной версии

Дорогие друзья, здравствуйте!

Уж больно часто на горячую линию нашей технической поддержки поступают запросы, напрямую связанные с работой 1С, не как с сервисом, а как с хорошо известной всем программой. Люди интересуются, как можно выполнить ту или другую производственную задачу. Наши специалисты с охотой стараются помочь нашим клиентам, за что мы им безмерно благодарны. Копирайтеры компании Scloud также решили не оставаться в стороне от решения данного вопроса и, по мере возможности, пишут небольшие заметки, посвященные наиболее популярным запросам.

Так, нам на глаза попалась тема учета рабочего времени с ее дальнейшим отражением в 1С. Разобравшись в сути вопроса, выяснилось, что ровным счетом ничего сложного в ней нет. Однако считаем не лишним напомнить о том, в каком случае применяется суммированный учет рабочего времени, чем он отличается от обычной 40-часовой пятидневки, да и вообще затронем особо важные моменты, связанные с этой темой.

Суть вопроса

Методология суммированного учета рабочего времени базируется на подсчете всех отработанных сотрудником часов в рамках конкретного периода (например, недели, месяца, квартала или целого года). Если мы говорим с вами о сугубо «офисной» жизни, с принятыми там 8 часами работы в день с понедельника по пятницу включительно, то здесь все ясно – человек трудится ровно 40 часов в неделю, ввиду этого расчет заработной платы, отпускных, больничных не составляет большого труда. В случае же с суммированным учетом рабочего времени, ситуация может меняться от периода к периоду.

К примеру, если говорить о водителях транспортных компаний, курьерах, охранниках, работающих вахтовым методом, или операционистах, трудящихся «два через два», то получается, что фактически отработанное время в течение периода изменяется. Скажем, сотрудник ЧОП в марте текущего года за месяц пробыл на своем посту 190 часов, в то время, как в апреле у него вышло 144 часа. Относительно этих сведений формируется его месячный доход, меняющийся из месяца в месяц.

С одной стороны покажется, что в этом нет ничего сложного для любого бухгалтера – возьми, да и рассчитай среднюю «стоимость» одного часа, умножив ее на общее количество, вычти 13% НДФЛ, заплати деньги в фонды и перечисли деньги на карту человеку. Все бы ничего, однако, нередко бывает так, что в рамках одной организации трудятся одновременно и офисные сотрудники и те, к кому необходимо применять суммированный учет рабочего времени. В этом случае у нашего коллеги попросту прибавляется работы и на расчет аванса или премии уйдет в два, а то и в три раза больше сил.

Как не превысить норму?

Практически любой работодатель очень благосклонно отнесется к тому, если вы или ваш коллега проявит инициативу и заявит о том, что он хочет работать больше, брать на себя больше обязанностей, да и вообще выйти в выходной день заняться рабочими вопросами. К большому сожалению, некоторые директора не дожидаются благородных порывов от своих подчиненных, а сами перекладывают на них часть дополнительных, но не оплачиваемых обязанностей. В случае с ненормированным графиком – сделать это становится очень просто.

Понятное дело, что при подсчете суммированного рабочего времени не должно получиться так, что сотрудником превышена норма выработки. Данное правило строго регулируется статьей 140 Трудового Кодекса РФ. Он же подразумевает, для каких категорий работников можно устанавливать ненормированный график и на какой срок. К примеру, для водителей большегрузных автомобилей, курсирующих между городами и странами, он равняется 1 месяцу. Для специалистов, задействованных на вредных производствах – 3 месяца. Всем остальным группам работников, не попавших под эти категории, предусмотрен срок не более 1 года. Это значит, что, теоретически, они могут «переработать» в одном месяце, но за это им будет положен более продолжительный отдых в следующем и наоборот.

Что ж, как-то приблизительно так. На этом этапе мы рекомендуем нашим коллегам, а также всем тем, кто работает вне нормы, следить за отработанными часами, дабы придерживаться «work-life balance» (баланса между работой и отдыхом).

Пошаговая инструкция для работы с 1С

Теперь давайте посмотрим, как и что нужно сделать для учета рабочего времени в 1С Онлайн:

Первым делом открываем стартовую страницу 1С, кликаем на раздел «Зарплата и кадры», а далее – на строку «Отчеты по кадрам».


В открывшемся окне внимательно изучаем содержимое и находим строку «Табель учета рабочего времени (Т-13)». Это унифицированная форма и поэтому дальнейших сложностей быть уже не должно:


Перед нами предстает табель учета рабочего времени. Ввиду того, что он, как правило, не является «общим» для всех сотрудников компании, нам необходимо отсортировать список по подразделениям. Сделать это можно вручную, указав необходимый отдел в соответствующей строке:


Выбрав нужное подразделение, необходимо его «настроить». Кликаем на соответствующую кнопку и продолжаем работу в открывшемся окошке, где будут содержаться более подробные данные о работнике:


1С позволяет составить отчет по группе лиц и это часто требуется в повседневной работе. Пользуясь теми же кнопками, мы можем вывести готовый отчет на печать с реквизитами сотрудников подразделения, а также их непосредственного руководителя. Обычно эта операция выполняется в случае, если есть необходимость оформить премию.


Как известно, в 1С одни и те же действия можно выполнить несколькими способами – кому, как удобно. Так и в нашем случае, через «отборы» можно поставить фильтр на конкретном сотруднике:


Выполнив необходимые операции, на своем мониторе вы должны будете увидеть готовый табель учета рабочего времени, подготовленный только на одного человека:


Все очень просто, дорогие друзья! Рекомендуем Вам чаще посещать наш финансовый блог и находить для себя что-то интересное и полезное! Воспользуйтесь бесплатным доступом к нашему сервису на 14 дней и оцените все его неоспоримые преимущества!