На сегодняшний день мы имеем не вполне ясную картину в сфере труда, когда в рамках одного вида деятельности, в пределах одного города наблюдается разрозненность требований, предъявляемых к работникам. При равном уровне оплаты труда в одной компании сотрудник выполняет определенный перечень обязанностей, а в другой организации работник, находящийся на той же самой должности, выполняет и работу, не относящуюся к его профессии. Классический пример – бухгалтер-кадровик в одном лице. Если не говорить о микро предприятиях, то данная практика в высшей степени – вопиющий случай. В целях хоть как-то предотвратить это, а также решить многие кадровые вопросы (в том числе проблемы качества квалификации работников), Министерством Труда РФ в связке с ведущими агентствами занятости был разработан перечень стандартов к более, чем 2000 видам профессий. По мнению чиновников из Министерства, их применение поможет упорядочить рынок труда, систематизировать требования, предъявляемые к кандидатам на ту или иную должность, а так же мотивировать специалистов к повышению уровня собственного профессионализма.
Прошел целый год с того дня, когда о профстандартах сказали во всеуслышание. Как прошел этот год, что мы имеем сегодня, стоит ли работникам и работодателям брать профстандарты за ориентир? Об этом мы расскажем далее в нашей статье пользователям нашей услуги «облако 1С»
Почему мы имеем профстандарты сегодня?
До 1 июля 2016 года основные критерии квалификации и нормы труда работников были прописаны в двух документах: Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), а также в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТСК). Оба справочника, в сравнении с нынешними профессиональными стандартами могут показаться устаревшими. Во-первых, на момент их создания (а с тех дней прошло уже много времени) появилось множество современных профессий, которые ни коем образом не могли отразить реального положения дел на рынке труда. Во-вторых, в виду изменившихся требований и навыков, вменяемых работникам, эти два документа стали противоречить реальному положению дел.
Как это ни странно, профессиональные стандарты появились не в 2016 году, а гораздо раньше. Еще 20 лет назад, в 1997 году, этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1997–2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. А далее, как это бывает у нас в России, дело по большому счету затихло и только в 2012 году вновь перешло в активную фазу. В это время были внесены поправки в ТК РФ, в частности, была поставлена задача к 2015 году на основе глубокого анализа каждого вида профессиональной деятельности определить некий «эталон», на который нужно будет ориентироваться и работодателям, и работникам.
Из чего состоит профессиональный стандарт?
Структура и содержание подробно описаны в Приказе Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта». Любой профессиональный стандарт, исходя из текста Приказа, содержит:
-
Перечень типовых функций профессии;
-
Квалификационный уровень, установленный по этой профессии;
-
Трудовые функции работника;
-
Его зона ответственности;
-
Обязательные знания и умения.
Более того, в профессиональном стандарте обязательно указывается точное название должности, на которую можно назначать работника. Насколько нам это известно, работодатель не имеет права вписывать в трудовую книжку работника название должности, которой на самом деле не существует. Современные реалии рынка труда таковы, что, читая вакансию на должность «тайного покупателя», соискатель должен быть уверен в том, что такой записи в его трудовой книжке уж точно не будет, ибо одноименного профессионального стандарта просто не существует.
Польза и вред от профстандартов
Теперь, когда мы в общих чертах разобрали суть профессиональных стандартов, давайте поговорим о том, насколько они могут быть полезны и вредны работникам и их работодателям. Сразу хотим оговориться – эта тема достаточно щекотливая и как бы нам с Вами не упустить из виду какой-нибудь ее важный аспект. Но все же мы сделаем такую попытку и постараемся дать ей максимально объективную и непредвзятую оценку.
РаботникПредставьте себе ситуацию: вы устаиваетесь на новое место работы бухгалтером. У вас есть опыт работы в данной сфере около 4 лет, вам, хоть и поверхностно, знакомы справочно-правовых системы, но вам не довелось в них работать. Вы знаете, как учитывать первичные документы, но никогда не сдавали отчетность, т.к. на предыдущем месте работы эта обязанность лежала на плечах главного бухгалтера. И вот работодатель вас оповещает о том, что на новом месте вам потребуется не только принимать «первичку», но и сдавать отчеты в налоговую, формировать бухгалтерский баланс и делать еще много-много другой работы. Вы говорите, что устаиваетесь на одноименную должность с той, на которой находились раньше. Почему сейчас от вас требуется выполнять работу, не соответствующую Вашей квалификации? Возможно, в ответ вы услышите что-то похожее: «Не нравится – можете не устраиваться у нас». Как вы считаете, это правильно? И да, и нет одновременно. Проблема заключается в том, что профстандарты для бухгалтера и главного бухгалтера существенно отличаются. Более того, кто бы и что не говорил, а они обязательны к применению только в бюджетных и казенных учреждениях. А раз так, то работодатель имеет возможность практически беспрепятственно «нагружать» работника теми обязанностями, которыми пожелает. Естественно все это может существовать до тех пор, пока к нему не нагрянут сотрудники из трудовой инспекции. Они-то, в первую очередь, и судят о нормах выработки и должностных обязанностях работников, исходя из профессиональных стандартов. Также они имею право удостовериться, действительно ли данные должностные обязанности прописаны в локальных актах организации. Скорее всего, таких записей нет, т.к. это уже является нарушением закона.
Но ведь фактически работник остался без должности. Стоит ли ему ориентироваться на профессиональные стандарты? Мы уверены, что стоит. Если ознакомиться с тексом этого документа, то станет понятно, что требования к работникам, порой, можно признать несколько «завышенными». Посмотрите профстандарт интересующей вас должности, оцените свой потенциал и постарайтесь поднять свои профессиональные навыки на новый уровень не только путем практики, но и путем получения новых знаний. В самом худшей случае, вы станете чувствовать себя увереннее на текущем месте работы. В лучшем – станете «дороже» на рынке труда, что в наше время является отнюдь не лишним элементом. Пройдите по ссылке на сайт Министерства Труда и узнайте о себе немного больше.
РаботодательДля владельца любой организации и менеджера по управлению персоналом хорошо знакомо, насколько бывает сложно найти и привлечь к себе на работу настоящего профессионала своего дела. Во-первых, не все специалисты будут согласны на тот уровень оплаты труда, который Вы предлагаете (пускай, он будет достойным), во-вторых, среди десятков, а то и сотен лиц едва ли найдется тот, который на все 100% будет отвечать Вашим требованиям. В данном случае, профессиональный стандарт станет одновременно и хорошим ориентиром для поиска нужного сотрудника, и препятствием для его приема. Вы можете взять за основу предписания профессионального стандарта, а далее потратить n-ое количество времени и сил на поиск. Но если Вы найдете такого человека, то с большей долей вероятности он должен будет вас устроить по всем параметрам. Помимо этого в ваших силах аттестовать ваш действующий персонал, скажем так, на «профпригодность», а далее отправить его на повышение квалификации в независимые агентства. Да, это будет «затратно», но однозначно того стоит.
Те же независимые агентства ни раз писали о том, что применение профессиональных стандартов для коммерческих организаций носит не обязательный, а рекомендательный характер. Следовательно, руководство организации может с легкостью обойтись без них. С другой стороны, посмотрите, что в них написано, и вы поймете, что именно таких сотрудников вы бы хотели видеть в вашей фирме. Важный момент: если применение профстандартов не обязательно, а только рекомендовано, то почему бы их не взять за основу, а затем немного подкорректировать под реалии вашего вида деятельности? К примеру, бухгалтер, работающий в строительной сфере, будет несколько отличаться сугубо профессиональным навыкам от его коллеги из «общепита». Не потому, что один лучше другого, а потому только, что у них, как минимум, разный опыт отражения операций в бухгалтерском учете. Работодателю важно помнить, что не взирая на рекомендательный характер, работодатель не имеет права их игнорировать. Так, согласно, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ несоблюдение требований профессиональных стандартов может повлечь за собой наложение штрафа в размере до 50 000 рублей. Здесь мы утыкается в очередные разночтения в законодательстве, когда «никто не обязывает, а наказать могут». В данном случае, мы не рекомендуем работодателям «впадать в уныние», а воспринять данный факт в качестве хорошего стимула повысить профессиональные качества своих сотрудников, что на руку не только им, но и вам.
Итог
По результатам знакомства с данной темой мы приходим к следующим выводам:
-
Профессиональный стандарт – документ, который действительно стоит того, чтобы взять его за ориентир, как работникам, так и их работодателям;
-
Факт существования профессиональных стандартов и некоторые разночтения в законодательстве могут подтолкнуть работодателей отправить своих сотрудников на повышение квалификации в независимые агентства;
-
Ни смотря на все положительные стороны профстандартов, они могут стать существенным препятствием на пути трудоустройства на работу для соискателей, а также преградой в поиске персонала для работодателей;
-
При всех прочих равных, профессиональный стандарты – явление цивилизованного рынка труда, а значит, оно призвано улучшить климат на этом рынке.
Желаем вам успехов и профессионального развития!