Руллинг или система налогового мониторинга: как это работает?

Читать в полной версии

Вот и дождались мы чего-то поистине интересного, немного интригующего и одновременно с этим настораживающего! Буквально несколько недель тому назад в сети появилось видео-интервью с Мариной Крашенинниковой, заместителем начальника Управления камерального контроля ФНС России, где чиновник рассказала о будущем налоговых проверок со сноской на сегодняшние реалии. С ее слов можно сделать вывод, что вводимая технология «налогового руллинга» или, говоря проще, «налоговых проверок онлайн» станет хорошим базисом для плодотворного сотрудничества между фискальным органом и налогоплательщиком. Считается, что благодаря этой технологии компании смогут существенно сократить издержки в ходе налоговых проверок, в то время как ФНС смогут также сократить свои внутренние затраты по подобные процедуры. Пока ничего не понятно? Давайте расскажем об этом более детально с небольшой поправкой на то, что едва ли сейчас кто-то сможет поделиться с нами впечатлениями о работе в новом формате. Пока остается только строить догадки…

Что такое?

Руллинг не мог появиться на пустом месте, ибо как это совершенно новый для российской экономики механизм сотрудничества ФНС с налогоплательщиками. Еще в 2016 году был опубликован закон Федеральный закон от 01.05.16 № 130-ФЗ, призванный создать институт предварительного налогового контроля. Финансовые аналитики оценивают нововведение с положительной стороны, считая, что это создаст твердую основу для коренного изменения инвестиционного климата внутри страны в лучшую сторону. Что ж, надеемся…

Предполагается, что налоговый «руллинг» – ни что другое, как электронная система на основе облачного решения, участниками которой является ИФНС и налогоплательщик. Зарегистрировавшись в системе, организация фактически предоставляет открытый доступ налоговикам к своим финансовым данным, делая их более «прозрачными» для фискалов. Сейчас известно, что в программе на началах «пилотного проекта» участвуют такие крупные игроки рынка, как Мегафон, Новатэк, Роснефть, МТС, ИнтерРАО и некоторые другие. Исходя из предварительных итогов работы последовали признания со стороны Крашенниковой о том, что каждая из компаний смогла оптимизировать расходы на камеральных проверках порядка 30 процентов от тех затрат, которые корпорации несли до включения в систему. Во многом это объясняется тем, что у них автоматически отпала необходимость ездить «вереницей» в налоговую, предоставлять документы, делать лишний раз их копии и т.д. Если взять во внимание их размеры, то можно только догадываться о том, какие колоссальные деньги в действительности ими экономятся… Также чиновник не забыла сказать и о том, что ФНС отныне вводят внутреннюю систему оценки добросовестности налогоплательщика на основе «руллинга». Какие преференции будет давать эта оценка непосредственно налогоплательщикам, остается только догадываться, однако смеем предположить, что ровным счетом никаких.

Помимо всего прочего, система онлайн-мониторинга должна позволять налогоплательщикам в оперативном режиме, чуть ли не в формате онлайн-переписки, решать спорные вопросы в процессе заполнения деклараций, а также оказывать всестороннюю помощь в решении непростых налоговых вопросов. Спрашивается, чем не радость дня? Тем более, что компания вправе согласовывать с ФНС проведение сложных финансовых операций и рассчитывать на их всестороннюю поддержку. На этот счет Крашенникова заметила, что если налогоплательщик последует подобному «совету» и он окажется некорректным (???) то с компании снимается любая ответственность по уплате штрафов и пени в рамках именно этого вопроса. Кстати, вот что на этот счет говорит заместитель начальника Управления по камеральному контролю ФНС России:

«Компания запрашивает мотивированное мнение налогового органа о планируемых или совершенных операциях. При этом важно, что мотивированное мнение налогового органа освобождает налогоплательщика от каких-либо санкций, даже в том случае, если позиция налогового органа не совпадает с позицией налогоплательщика. Действующим законодательством предусмотрено освобождение от пени и штрафов в таком случае».

Невольно спрашиваешь себя, как такое может случиться?.. Инспекторы ФНС сами дают рекомендацию, а затем еще и выписывают штраф за свои же советы? Возможно, здесь есть какая-то ошибка, а, может, все дело в том, что система пока только «обкатывается» на практике. Вероятно, затруднение касается тех ситуаций, когда разнятся не мнения налогоплательщика и Налоговой, а когда инспекторы в ИФНС сами не находят общего языка со своим начальством. Ну, это только предположение… Просто раньше было всегда именно так…

Не пропустите: «Кого выбрать? 5 критериев надежного банка»

Стороннее мнение

Если делать сравнения, то система предварительного налогового контроля это, своего рода, «революция» в сфере налогообложения. Да, говорить о том, что она в скором времени будет применяться повсеместно, пока рано. Однако, наши клиенты по услуге «1С онлайн» уже успели высказаться на этот счет. Приводим в качестве примера один из комментариев:

«Название-то какое дали: «руллинг»… Не знаю, как остальные, но я считаю, что любое англоязычное слово в нашей стране начинает непроизвольно приобретать какой-то зловещий и не сулящий ничего хорошего характер. Возможно, я ошибаюсь. Но скажите, что можно ждать полезного от наших налоговиков? Неужели они могут привнести в нашу жизнь что-то действительно нужное? Я в этом глубоко сомневаюсь. Да, слышала, что есть федеральный закон об институте предварительного налогового контроля. Ну, что он даст, скажите? ФНС и так не знает уже, как с нас «содрать». Делают самыми изощренными методами».

- Скажите, а что Вы думаете насчет слов Марины Крашенниковой, заместителя начальника Управления камерального контроля, о том, что это существенно сэкономит затраты на камеральные проверки?

«Хе! Верьте им больше! Да, может, в Налоговую и не понадобится ездить так часто, может, действительно инспекторы будут чем-то помогать хотя бы формально. Но вот вы сами посудите… Если исходить из логики, что наш бюджет успешно пополняется штрафами налогоплательщиков, то зачем им себя лишать тогда «хлебного поля»? Они что, хотят увеличивать бюджет за счет инвестиций? Много ли у нас таких желающих… Честно Вам скажу, я в это не верю».

Да, получилось нам поговорить с негативно настроенным клиентом, однако доля правды в его словах все-таки есть. При всей внешней пользе от данного нововведения, не стоит забывать о том, какую ключевую цель преследует ФНС – сбор денег. Неужели у них в действительности есть желание отказываться от «хлебного поля», как сказал наш клиент, пользователь услуги «Аренда 1С в облаке»? Поверить в это, действительно, будет очень сложно. Все-таки не стоит забывать о том, что ФНС не сама придумала «руллинг», а позаимствовала его, как бы сейчас сказал Путин, у «наших европейских партнеров». Там эта технология применяется уже давно и, по всей видимости, довольно успешно с той единственной поправкой, что уклонение от уплаты налогов в большинстве европейских стран, мягко говоря, «не принято», чего нельзя сказать о нашем государстве. Вполне возможно, что онлайн-мониторинг воспринимается нашими чиновниками, как средство, простите за наглость, «своровать еще больше». Все мошеннические схемы работы хорошо известны как ФНС, так и налогоплательщикам. Зачем, спрашивается, «играть в те же игры», если можно создать основу для еще больших проблем? Кто-то скажет, что мы сейчас утрируем… Однако посмотрите на этот вопрос с другой стороны. Понятно дело, что в крупных компаниях всегда будут иметь место отмывание денег, «обналы» и прочие финансовые махинации. С помощью «руллинга» ФНС сможет во многом ограничить их в совершении «сомнительных сделок» и, в то же время, дает возможность им искать новые пути в обход системы. К чему это все приведет? К тому, что в скором времени поднимут штрафы и начнутся поимки «с поличным» главных бухгалтеров, коммерческих директоров и всех тех, кто участвует в незаконной финансовой деятельности. Вот так вот.

Перспективы для малого бизнеса

Есть предположение, что здесь все произойдет точно также, как и с электронной отчетностью: начали с «больших», а «маленькими» закончили. Вероятно, что в ближайшие несколько лет «руллинг» не должен затронуть средние и небольшие компании по той простой причине, что для столь грандиозного проекта должны потребоваться годы анализа эффективности. Более того, едва ли под онлайн-мониторинг попадут фирмы с минимальными оборотами, применяющими спецрежимы налогообложения – тут просто нет никакого смысла. По логике вещей предварительный налоговый мониторинг должен обезопасить налогоплательщиков совершать сложные финансовые операции, коих априори не будет в ателье по пошиву одежды или же в парикмахерской. Что же касается среднего бизнеса, то, возможно, им предложат выбор, мотивируя их тем, что с помощью новой системы они смогут существенно сократить расходы на «камералку». Про электронный документооборот тоже говорили, как о сверхсрочном новшестве. Скажите, у вас в компании есть электронный документооборот? А о нем писали, что «вот-вот уже»…

Выводы

Очевидно, что мы имеем дело с неоднозначной, но, в теории, очень полезной системой. Если корректно подойти к ее применению, а также дать возможность компаниям самостоятельно решать, участвовать в ней или нет (как это сейчас), то, возможно, мы действительно сможем улучшить инвестиционный климат нашей страны, сильно подпорченный санкциями и общим имиджем нашей страны на мировой арене.