Термины «ретро-бонус» или «ретро-скидка» появились в деловом лексиконе сравнительно недавно. Кто и когда их впервые употребил и что хотел ими выразить? Это будет непросто вспомнить, но важно другое – за непродолжительный срок они успели занять важное место не только в торговле, но и в бухгалтерском учете.
Названные нами термины имеют много аналогий: «ретроспективная скидка», «ретроспективный бонус», «рибейт» (больше присущ для мировой практики), «экстра-премия» и др. в сути своей обозначают некое «поощрение», которое исходит со стороны продавца в рамках заключенной сделки. Недобрые на язык предпочитают называть ретро-бонусы «узаконенными откатами».
Согласитесь, звучит, криминально. И все же с таким «криминалом» мы сталкиваемся повсеместно. Все мы прекрасно знаем об акциях магазинов, которые мы посещаем, поставщиков, у которых закупаем товар, на подобие «1+1=3» или же «купи автомобиль и получи комплект зимней резины в подарок». Для нас это стало настолько обыденным, что любую покупку без этого мы считаем какой-то неполноценной. Фактически, мы давно привыкли к ретро-бонусам.
Невзирая на то, что термины уже существуют, и они широко применяются на практике, Налоговое законодательство ни коем образом их не классифицирует. С точки зрения НК РФ, все вышеперечисленное может быть объяснено только «премией», которую выплачивает продавец покупателю в качестве поощрения работы с ним или сам факт соблюдения определенных пунктов контракта.
К примеру, покупка двух, а не одной пиццы – есть определенное условие, при котором покупатель получит от продавца подарок в виде третьей пиццы, что является своего рода «премией». Звучит на первый взгляд нелепо и все же Налоговые органы оперируют именно этой логикой, когда дают оценку хозяйственной деятельности фирмы. Собственно говоря, учет ретроспективных бонусов и скидок опирается именно на такое понимание вещей.
Чтобы двигаться дальше, отделим понятия «бонус» и «скидка». Это позволит нам в дальнейшем употребить наиболее оптимальные проводки:
-
Ретроспективная скидка – условие договора поставки, которое влияет на изменение цены;
-
Ретроспективный бонус – дополнительный товар или услуга, которую получит клиент при заключении договора, оплаты счета, выполнении определенных условий в рамках договора.
Как отразить покупателю ретро-скидки и ретро-бонусы?
Выпишем некоторые наиболее распространенные случаи. Начнем с ретро-скидок:
Если на дату предоставления скидок товары не были реализованы, стоимость полученных товаров уменьшается проводкой:
-
Д41 (15) К60
Независимо от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму входного НДС:
-
Д 19 К 60
Если товары, по которым предоставлены скидки, были реализованы в текущем календарном году, в бухучете сделайте следующие записи:
-
Д 90-2 К 41 (15)
Вне зависимости от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму входного НДС:
-
Д 19 К 60
Если товары были реализованы в предыдущем году, то их стоимость не корректируется. В бухучете отражается прибыль прошлого отчетного периода, выявленная в текущем году:
-
Д 60 К 91-1
Если скидка на выполненные работы (оказанные услуги) предоставлена в текущем году, то в бухучете уменьшение их стоимости отразите проводкой:
-
Д 20 (25, 26, 44, 91) К 60
Далее рассмотрим варианты проводок ретро-бонусов
Используйте проводки:
-
Д 41 (15, 20, 25, 26, 44, 91) К 60 (если отражена стоимость поступившей в счет возникшей переплаты);
-
Д 19 К 60 (если учтен НДС по оприходованному бонусному товару);
-
Д 76 К 68 (если восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса);
-
Д 68 К 19 (если принят к вычету НДС по оприходованным бонусным товарам).
Здесь также возьмем за основу самые популярные ситуации, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам продавца:
-
Д 62 (50) К 90-1 (если отражена выручка от реализации с учетом скидки);
-
Д 90-3 К 68 (если начислен НДС с фактической суммы реализации – для ОСНО);
-
Д 51 62 (когда получена оплата от покупателя с учетом скидки);
-
Д 62 К 90-1 (если отражена выручка от реализации партии товара в рамках скидки);
-
Д 90-2 К 62 (сумма предоставленной покупателю скидки отнесена на себестоимость (без учета НДС));
-
Д 90-2 К 41 (списана себестоимость бонусного товара).
Ретро-бонусы продавец учитывает следующими проводками:
-
Д 62 К 62 (если сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки);
-
Д 76 К 68 (если начислен НДС с суммы предоплаты, то есть восстановленной задолженности);
-
Д 68 К 76 (когда принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты);
-
Д 62 К 90-1 (когда отражена выручка от реализации бонусного);
-
Д 90-3 К 68 (начислен НДС с выручки от реализации бонусного);
-
Д 90-2 К 41 (20) (когда списана себестоимость реализованного бонусного товара;
-
Д 68 К 76 (если принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса)
Как отразить продавцу ретро-скидки и ретро-бонусы?
Для учета ретро-скидок используйте:
-
Д 62 (50) К 90-1 (если отражена выручка от реализации с учетом скидки);
-
Д 90-3 К 68 (если начислен НДС с фактической суммы реализации – для ОСНО);
-
Д 51 62 (когда получена оплата от покупателя с учетом скидки);
-
Д 62 К 90-1 (если отражена выручка от реализации партии товара в рамках скидки);
-
Д 90-2 К 62 (сумма предоставленной покупателю скидки отнесена на себестоимость (без учета НДС));
-
Д 90-2 К 41 (списана себестоимость бонусного товара).
Ретро-бонусы продавец учитывает следующими проводками:
-
Д 62 К 62 (если сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки);
-
Д 76 К 68 (если начислен НДС с суммы предоплаты, то есть восстановленной задолженности);
-
Д 68 К 76 (когда принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты);
-
Д 62 К 90-1 (когда отражена выручка от реализации бонусного);
-
Д 90-3 К 68 (начислен НДС с выручки от реализации бонусного);
-
Д 90-2 К 41 (20) (когда списана себестоимость реализованного бонусного товара;
Как мы видим, для того, чтобы корректно отразить ретроспективные скидки и бонусы продавцу и покупателю будет необходимо использовать достаточно стандартные проводки, известные любому бухгалтеру. На помощь каждому работнику бухгалтерии в случае, если потребуется провести ретро-скидки и ретро-бонусы, могут прийти справочно-правовые системы, комментарии экспертов, да и просто опыт коллег, столь необходимый даже для Профессионала с большой буквы.
Подведём итоги
Напоследок хотим заметить, что сам факт того, что Налоговое законодательство еще не разделило между собой известные нам понятия до сих пор, говорит только о возможных разночтениях в бухгалтерской практике с точки зрения юридических лиц и проверяющих органов. Однако, это не должно случиться до той поры, пока ретро-скидкам и ретро-бонусам наш Законодатель не даст четкие и ясные пояснения, закрепленный в НК РФ.
Как только это произойдет, можно будет в скором времени ожидать коррекции их отражения в бухучете. Недаром говорят, что пока предмету не дали названия – он существует сам по себе, а как только он получает имя – он теряет свою суть. Лирика.… Но с долей правды. Пока работаем так – ФНС все устраивает.