Проверка контрагента: расскажем о популярных сервисах

Читать в полной версии

Одним из ключевых условий процветания компании является получение прибыли. А она всегда связана с учетом рисков, с которыми приходится сталкиваться организации. Если на риски не обращать внимания, то можно заплатить деньги мошенникам или организации, которая честно работала много лет, но сейчас находится на грани банкротства, и с высокой вероятностью не сможет выполнить свои обязательства. Например, у вас большой заказ от крупного клиента. Вы находите подрядчика для его выполнения, ориентируясь на свои внутренние ощущения и не проверяете его. Подрядчик оказывается ненадежным и срывает сроки выполнения заказа, а вы попадаете в список неблагонадежных поставщиков. А выйти из него довольно сложно и занимает около 2 лет ( Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023)).

Поэтому оплату проверки финансовых рисков стоит рассматривать, не как финансовые потери, а как инвестицию в светлое будущее. Поскольку 2 года в реестре ненадежных организаций суждено пережить далеко не каждой компании.

Как узнать истинную репутацию компании

Узнать репутацию компании можно двумя способами: платно и бесплатно. Например, бесплатно проверить поставщика можно через «Единый реестр неблагонадежный поставщиков» и «Реестр недобросовестных подрядных организаций», если его репутация уже окончательно испорчена. Но если ваш партнер на грани банкротства, но свои обязательства пока исправно выполняет, там вы об этом не узнаете. Можно изучить финансовую отчетность организации и судебные дела с ее участием в открытом доступе. Но на это придется потратить много времени и сил.

Также о компании могут многое сказать отзывы клиентов и сотрудников. Но в этом случае нужно уметь отличать фейковые отзывы от настоящих. Еще можно загрузить свою бухгалтерию или юридический отдел. Поручить ей обзвон различных финансовых организаций (ФНС, ПФО, ФСС и т.д.), посещение сайтов судов, общение с клиентами интересующей вас компании. Но эти данные все равно будут обрывочны, а на их получение уйдет очень много времени. Также бухгалтерию опасно отвлекать непрофильными задачами, иначе можно получить ошибки в финансовых документах, грозящие потерей партнеров и солидными штрафами от контролирующих организаций. Мы рассказали про бесплатные способы, а сейчас рассмотрим платные сервисы, помогающие оценить риски, сокращающие время на самостоятельный поиск информации и предоставляющие справку о проверке контрагента, действительную в суде.

Различия между сервисами

Рассмотрим, почему отличается стоимость годовых тарифов и самих сервисов. Основной фактор - глубина проверки рисков. Например, есть открытые бесплатные источники для проверок, а есть закрытые платные.

Качественный сервис черпает данные из обоих видов источников. И если самые дешевые программы будут больше опираться на открытую информацию, которую вручную собрать возможно, но занимает много сил и времени. То дорогие уже опираются на все, что только известно об интересующей вас организации. Также может отличаться количество проверяемых факторов риска, например, у сервиса «1СПАРК Риски» их отслеживается более 40.

Если ваша компания совершает разовую покупку, то достаточно самой базовой проверки. А если заключается годовой контракт на обслуживание или регулярные поставки чего-либо, то требуется уже максимально глубокая проверка. Особенно востребованным анализ рисков стал в период пандемии. Когда многие столкнулись с вынужденными каникулами и переходом части сотрудников на удаленную работу. А потом с началом санкций. Поскольку параллельный импорт не всегда проходит быстро и гладко, без задержек товара на таможне. Плюс многие российские компании были вынуждены переходить на отечественное программное обеспечение и хранение данных в пределах России, что зачастую отражалось на качестве их услуг.

3 наиболее въедливых сервиса оценки рисков

Работу сервисов оценки рисков отражают слова из песни гениального сыщика, из мультфильма «Бременские музыканты»:

«Найду я даже прыщик на теле у слона. ... тружусь я как пчела, а нюх как у собаки, а глаз, как у орла. ... И в общем бесполезно скрываться от меня. ... и если захочу, то поздно или рано, я всех разоблачу.»

Ваши бухгалтеры не должны сражаться с бюрократическим аппаратом банков и прочих организаций, обслуживающих ваших контрагентов. Сервисы позволяют даже проверять российские компании, имеющие регистрацию за рубежом (а таких сейчас очень много). Единственное ограничение - невозможность проверки организаций, которые напрямую не работают в России. Поскольку они не имеют счетов в российских банках, не отчитываются в налоговую и другие контролирующие органы. Если зарубежная фирма имеет представительство в РФ, то его надежность можно проверить, а головной организации уже нет. Но это не критично, поскольку ответственность в случае суда, будет нести именно дочерняя компания, счета и активы которой хранятся на территории РФ.

Мы составили список из самых авторитетных сервисов по отслеживанию рисков. Основывались при этом на перечне предоставляемых услуг, отзывах пользователей и стажа работы на отечественном рынке. Мы отсеяли региональные компании, пока не вышедшие на федеральный уровень.

 В тройку лучших попали:

  • «СПАРК» (система профессионального анализа рынков и компаний) - одна из старейших систем, работающая с февраля 2004 года. Она позволяет узнать сведения о платежной дисциплине компаний, информацию о зарубежных юридических лицах, материалы, публиковавшиеся в СМИ. Также предоставляет доступ к данным кредитного бюро, нотариата, Росреестра. На сегодняшний день является также и самой дорогостоящей по цене подписки, но с высоким качеством сервиса. Все предложения от «СПАРК» индивидуальны для каждого заказчика, поэтому на сайте отсутствуют цены и готовые пакеты услуг. Стоимость подписки на «СПАРК» составляет около 25 000 рублей в месяц, при минимальной подписке на 3 месяца.

  • «ПРИМА-ИНФОРМ» работает с апреля 2010 года, ее тарифы оптимальны для малого и среднего бизнеса. Отличается более лояльной ценовой политикой, ее базовый пакет обойдется в 12 000 рублей в год. Сервис позволяет делать именно то число запросов, которое необходимо клиенту, но сведений о контрагенте предоставляется уже меньше, по сравнению со «СПАРК». Это обусловлено низкой ценой и тем, что для небольших компаний подробная детализация по партнерам обычно не требуется.

  • «1СПАРК Риски» работает с лета 2016 года, став совместным проектом компании 1С и международной информационной группы Интерфакс. Отличается самой лояльной ценовой политикой, базовый годовой пакет стоит всего 3000 рублей в год. Сервис встраивается во многие программы 1С, информируя бухгалтера о подозрительных контрагентах еще на стадии подготовки документов. Основные его достоинства: индексы и мониторинг изменений контрагентов.

Индексы представлены 4 видов:

  • ИДО - Индекс должной осмотрительности, показывающий вероятность ненадежности контрагента. Насколько велик риск, что компания окажется фирмой-однодневкой. Это выявляется по анализу более 40 факторов риска.

  • ИФР - Индекс финансового риска, оценивающая платежеспособность фирмы. Индекс покажет, не находится ли компания на грани банкротства. Сервис - анализирует финансовую отчетность в открытых и закрытых источниках, сам делает выводы и выдает пользователю уже готовый индекс. Экономя ему много времени на чтении большого количества информации.

  • ИПД - Индекс платежной дисциплины, показывающий, насколько своевременно компания оплачивает свои счета.

  • Сводный индикатор риска, показывающий суммарный показатель риска.

Мониторинг контрагентов оперативно обновляет карточку компании, отображая все ключевые события в ее деятельности. Например, ликвидацию, реорганизацию, смену руководителя, адреса, учредителей.

Плюс пользователю нет необходимости самому анализировать огромный пласт информации о контрагентах, поскольку сервис сам все проанализирует и выдаст готовый индекс риска.

Тариф «1СПАРК Риски +», позволяет получить справку о контрагенте, заверенную электронной подписью агентства «Интерфакс». В случае судебных разбирательств или вопросов у контролирующих органов, ее можно предъявить в качестве доказательства проверки благонадежности контрагента. Сервис отслеживает более 40 факторов риска, помогая выявить мошенников и компании на грани банкротства. Плюс у «1СПАРК Риски» есть демо-доступ на 7 дней, подробнее с сервисом можно ознакомиться на нашем сайте.

Могут ли бесплатные ресурсы заменить платные

Есть распространенное заблуждение, что бесплатные сервисы вроде «Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» и «Реестра недобросовестных подрядных организаций» могут заменить платные системы анализа рисков. На самом деле они их лишь дополняют, позволяя быстро отсеивать компании, уже потерявшие свою репутацию.

В итоге вы сможете проводить платную проверку для меньшего числа контрагентов (предварительно прошедших бесплатную проверку), экономя бюджет. Стоит отметить, что через несколько лет добросовестной работы (обычно 2 года), компания исключается из «черных списков». Поэтому отсутствие в них вашего партнера еще не говорит о его полной надежности.

Выводы

Каждый из рассмотренных сервисов найдет своего клиента. Так «СПАРК» подойдет для крупных компаний, ввиду его дороговизны и глубины исследования рисков. Поэтому свои расценки они не публикуют на официальном сайте, поскольку каждый их клиент индивидуален по запросам.

Компания ПРИМА-ИНФОРМ предоставляет уже более универсальные услуги, разделив их на несколько пакетов, стоимость которых варьируется от 12 000 до 750 000 рублей в год.

А сервис «1СПАРК Риски» можно считать самым универсальным, подходящим даже для стартапов и малого бизнеса. Его базовый годовой пакет можно приобрести от 3000 рублей, а максимальный за 22 500 рублей. Также данный сервис встроен в программу 1С, что позволяет получать предупреждения о рисках на стадии составления документов, не запуская дополнительных приложений.

Рассмотрим оптимальный алгоритм проверки рисков, состоящий всего из 2 шагов. Шаг первый, проверка контрагента через Единый реестр неблагонадежный поставщиков и реестр недобросовестных подрядных организаций. Если он там есть, то ищем другого партнера. Если его там нет, то переходим ко второму шагу. Он заключается в проверке через систему анализа рисков. Данный алгоритм позволит максимально сэкономить время, а также не проверять платным сервисом организации, предупреждения о неблагонадежности которых уже имеются в бесплатных источниках.

Опубликовано: 25.05.2017

Статья обновлена: 07.12.2023