Прием на работу инвалида: законодательство и реальность

Читать в полной версии

По оценкам Министерства здравоохранения Российской Федерации по состоянию на 2015 год в нашей стране проживает порядка 12 миллионов граждан с ограниченными возможностями, что составляет около 8% от общего числа населения. Условно говоря, почти каждый десятый человек в России – инвалид. Такая неутешительная статистика требует от государства и общества предпринимать определенные меры для того, чтобы максимально помочь им в полной мере интегрироваться в общество (пользоваться его инфраструктурой, устраиваться на работу, заниматься спортом, вести общественно полезную деятельность). В нашей сегодняшней статье мы затронем тему трудоустройства инвалидов, расскажем о том, какая есть на этот счет нормативная база и насколько эффективно она функционирует в условиях реальной жизни. Первичный анализ ситуации показывает, что дела обстоят не так уж и хорошо, как того хотелось бы.

Актуальность вопроса

Если не уходить далеко от официальной статистики, то есть смысл сообщить, что большинство из озвученного числа инвалидов в нашей стране в теории может выполнять несложную работу и тем самым зарабатывать чуть больше денег относительно того дохода, который они получают в виде пособий. В зависимости от категории инвалидности эта сумма колеблется в пределах от 4000 до 12000 рублей с «копейками». Отметим, что «стартовая» сумма полагается инвалидам 3-ей группы и не соответствует прожиточному минимуму любого из регионов РФ. Опять же по статистике 90% из почти 12 миллионов людей с ограниченными возможностями не трудоустроено. В 40% случаев работодатели единолично отказываются принимать их на работу, опасаясь сложностей с их трудоустройством, а также того, что их (инвалидов) принято считать «уязвимыми» работниками (не известно, как долго они смогут работать). Далее в 22% случаев они не могут быть устроены по состоянию здоровья. Оставшиеся проценты делятся на 23% и 15%, где в первом случае сами инвалиды, теряя интерес к активной жизни, отказываются искать себе работу, а во втором – в регионе попросту отсутствуют рабочие места для лиц с ограниченными возможностями.

Статистика представлена информационным порталом «Энциклопедия мужества Не Инвалид. Ру».

Исходя из этого, можно предположить, что государство прикладывает определенные усилия для обеспечения инвалидов условиями для труда, в то время как сами работодатели по большей части чинят препятствия в их трудоустройстве. На лицо негласное противостояние между властью и обществом, где победу, к сожалению, одерживают последние.

Не так давно мы уже писали о своеобразных «корпоративных табу», с которыми соискателям приходится сталкиваться на собеседованиях или уже в процессе выполнения своих должностных обязанностей.

К большому сожалению, инвалидность гражданина тоже относится к «табу». Разумеется, частные компании всегда будут работать, преследуя свои личные цели, ведущие к коммерческой выгоде. Возможно, они были бы готовы к массовому приему на работу инвалидов хотя бы с точки зрения «пиара». Однако, такие случаи скорее редкость, нежели практика. При этом в последние годы мы стали замечать некоторую «моду» на создание «условий» для инвалидов. В частности, крупные банки, открывая многочисленные филиалы в городах России, обустраивают подъездные пути таким образом, чтобы, например, колясочники, могли без труда попасть в офис. Или же новейшие автобусы, троллейбусы и трамваи оборудуют так, чтобы слепые граждане могли без труда ориентироваться в городской среде. И все же данная проблема не решается, а, скорее, маскируется за «красивыми картинками», т.к. сугубо финансовый вопрос остается открытым.

Что есть в нормативной базе?

С точки зрения ТК РФ каждый дееспособный гражданин нашей страны имеет право на трудоустройство. В данном случае под «дееспособностью» подразумевается отсутствие у соискателя психических отклонений, а также существенных физических осложнений, которые не позволяют осуществлять трудовую деятельность. Касаемо инвалидов в российском законодательстве предусмотрен Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Текст документа определяет те обязанности государства перед инвалидами, которые должны иметь место в реальной жизни. В частности, согласно статье 20 Закона № 181-ФЗ, чиновники различных уровней призваны обеспечивать рабочие места для них в каждом отдельно взятом регионе. При этом каждый субъект Российской Федерации имеет право назначать квоту на прием людей с ограниченными возможностями. Здесь важно отметить, что данная квота устанавливается для организаций, численность работников которой превышает сто человек (статья 21 Федерального закона № 181-ФЗ). Величина ее может составлять от 2 до 4% включительно от среднесписочной численности работников. Мы сейчас говорим с вами о минимальных показателях. У нас есть «живые» примеры организаций, политика которых направлена на привлечение к работе именно инвалидов. Как правило, здесь речь идет о мебельных производствах, а также о фабриках по изготовлению товаров народного потребления. И все же это очень незначительный показатель в отношении тех миллионов граждан, кто хочет работать, но не может в силу складывающихся обстоятельств.

Если говорить о нежелании работодателей принимать на работу инвалидов, то нелишним будет сказать пару слов об ответственности. В частности, пункт 1 статьи 5.42 КоАП РФ предполагает наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 1000 до 3000 рублей за отказ в приеме на работу такого гражданина, если он претендовал на должность в пределах допустимой квоты. Однако инвалиду еще пришлось бы доказать факт отказа и поэтому данное правило практически не действует на практике. Также работодателю легче «расплатиться» с трудовой инспекцией этой несущественной суммой и лишить себя всех хлопот. Текущая практика еще раз доказывает несостоятельность нашей нормативной базы в решении подобных проблем.

Как принять на работу инвалида?

В том случае, если компания все же решает принять на работу гражданина с ограниченными возможностями, ее кадровому делопроизводителю, а также бухгалтеру, наделенному этими функциями, важно знать несколько ключевых нюансов. А именно:

  1. При устройстве на работу инвалид обязан предоставить справку по форме № 1503004, утвержденную Постановлением Минтруда России от 30 марта 2004 г. № 41. В ней должны быть прописаны ограничения по состоянию здоровья, которые будут решающими в приеме на определенную должность. В ней также указывается категория инвалидности;

  2. Также он должен предоставить документ под названием «Индивидуальная программа реабилитации инвалида» по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. № 287. В ней содержатся сведения по допустимым условиям труда. Данный документ является своеобразным «ориентиром» для работодателя в установлении распорядка дня для такого работника. Данная мера закреплена в ТК РФ в статье 224;

  3. Невзирая на наличие дополнительных бумаг, инвалид также обязан предоставить стандартный пакет документов для приема на работу (паспорт, СНИЛС, ИНН и т.д.).

Реальность

Как бы то ни было, но на «бумаге» у нас обычно все написано таким образом, что, читая, начинаешь удивляться, насколько сильно все разнится с действительностью. Ввиду того, что в инвалиды в России – слабо защищенный слой населения, нетрудно предположить, что его трудоустройство еще долгие годы будет вызывать споры в правительственных кругах. Статистика статистикой, а даже здоровому человеку с высшим образованием, порой, не так то просто устроиться на высокооплачиваемую работу по специальности. Чего уж там говорить об инвалидах, у которых найдется «тысяча и одна» проблема. Работодатели не хотят видеть их в числе своих сотрудников, не желая «портить общую картину» коллектива. Среди «молодых и успешных», по их мнению, нет места человеку «без двух пальцев на руке». Чтобы нам не говорили по телевизору, не писали в газетах, не рапортовали по новостям, данная проблема будет напоминать острую язву на и так больном организме отечественного рынка труда. К сожалению, «пандусами» у входа в офис Сбербанка здесь не поможешь, ибо нужны кардинальные меры для решения этой проблемы.

Из возможных путей необходимо выбрать именно тот, который позволит существенно изменить отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Причем здесь речь идет не только о бытовом уровне, а, скорее, о сфере бизнеса. Нынешнее развитие технологий позволяет «вкладываться» в создание «удаленных» рабочих мест, что могло бы стать хорошей основой для работы дистанционно, скажем, в режиме «home-office». На основе этого моментально бы решился целый ряд проблем со сбором всевозможных справок, рабочим временем, а также условиями труда, которые инвалид смог бы определять для себя самостоятельно с учетом личных потребностей. Самое досадное здесь именно то, что это все реально. Достаточно потратить на это год-два добросовестной работы и ее результаты в скором времени будут крайне ощутимы. Если государство не может радикально увеличить размер пособий, то разве не лишним будет «вложиться» в создание условий труда для такой внушительной группы населения? Разве государству не нужды дополнительные налогоплательщики?

Ввиду этого рекомендуем нашим клиентам по услуге «1С Предприятие онлайн» не отказывать в приеме на работу инвалидам, отталкиваясь от их социального статуса. Вполне возможно, что именно в них вы сможете найти максимально ответственных и мотивированных в труде работников.

Благодарим за внимание.