Подтверждаем основной вид деятельности в ФСС

Читать в полной версии

Совсем скоро, уже 17 апреля 2017 года, истекает крайний срок, когда можно беспрепятственно подтвердить в Федеральной службе социального страхования основной вид деятельности организации по итогам года 2016 года. В этом году данная, казалось бы, обычная тема возымела большую популярность в бухгалтерских кругах и стала одной из самых обсуждаемых в текущем квартале. Дело в том, что в феврале этого года были изменены коды ОКВЭД, на основании которых и определяется основной и дополнительные виды деятельности, а значит, и тарифы взносов на травматизм в большую или меньшую сторону. Предлагаем нашим читателям, пользователям услуги «1С 8 через облако», ознакомиться с информацией о том, когда желательно подать документы в ФСС, кто должен, а кто, наоборот, не должен заявить о себе в 2017 года, какие потребуются документы для подачи уведомления и, конечно же, дадим комментарии к форме заявления.

Когда нужно подтверждать?

Ни смотря на то, что до 17 апреля еще есть достаточно времени, предлагаем подать подтверждение основного вида деятельности в ФСС заранее. Изначально речь шла о 15 апреля, но т.к. он выпадает на субботу, то, соответственно, крайняя дата перешла на ближайший рабочий день. Сейчас ходят слухи о том, сроки подачи «сдвинули» на 25 апреля (для тех, кто подает электронно) и на 20 апреля (для бумажных носителей). Все же мы не рекомендуем ориентироваться именно на эти сроки, т. к. для этого нет прямой необходимости. Для тех же бухгалтеров, кто только начал свою профессиональную деятельность, тем более, в новой компании, сообщим важную информацию. Ежегодно плательщикам взносов «на травматизм» необходимо подтверждать в Фонд социального страхования наименование основного вида деятельности по итогам предыдущего (п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 года № 713). От того, к какому классу профессионального риска относится этот вид, зависит размер взносов на травматизм. К нашему большому удивлению мы не смогли найти классификацию на официальном сайте ФСС. Ради интереса, вы можете попробовать в этом убедиться, перейдя по ссылке.

Так или иначе, этот документ существует в открытом доступе, однако за его достоверность на незнакомых вам сайтах ручаться сложно. Попробуйте найти соответствующие документы через запрос в поисковой строке «классификаторы профессионального риска» или воспользуйтесь интерактивной формой из надежного источника.

Заметим, что на тарифе за прошлый год это никак не отразится. Даже в том случае, если по итогам года основным окажется вовсе не та деятельность, по тарифу которой вы платили взносы в течение прошедшего года.

Почему лучше сделать это сейчас?

По возможности, постарайтесь подать уведомление в самое ближайшее время. Во-первых, это удобно. Чем быстрее вы подадите документы в ФСС, тем скорее вы освободитесь от этого обязательства. Во-вторых, максимально скорая отправка документов позволит сразу узнать об ошибках, которые вы допустили в процессе заполнения формы (если таковые будут иметь место, конечно). Еще один ключевой момент: в том случае, если организация по какой-то причине забыла или не посчитала нужным подать соответствующее заявления, то ФСС в одностороннем порядке выберет один из кодов деятельности вашей организации, указанных в ЕГРЮЛ и зачтет его в качестве основного. Сотрудники Фонда в числе «кандидатов» будут рассматривать те, по которым назначена максимальная ставка. Как бы так не получилось, что Вам придется переплачивать за более «рискованную» деятельность, чем ту, которой вы фактически занимаетесь.

Кто должен подтверждать, а кто нет?

Затрагиваемая нами тема касается большинства организаций, действующих на территории Российской Федерации, однако, имеют место исключения:

  1. Компании, которые были занесены в ЕГРЮЛ в 2016 году, но так и не начали свою коммерческую деятельность в 2017 году;

  2. Организации, образованные в I квартале 2017 года – им фактически «нечего» подтверждать. В заявлении указывается, как мы писали выше, год деятельности, предшествующий текущему;

  3. Индивидуальным предпринимателям, т.к. сведения о характере их работы указаны в ЕГРИП и носят более «статичный», если хотите, характер.

Во всех остальных случаях подтверждение настоятельно рекомендуется. Кстати говоря, множество споров породила и новость о том, что с нового года изменились коды ОКВЭД. Касаемо нашей темы, это нововведение имеет второстепенный характер, т.к. в заявлении потребуется указывать прошлогодний, то есть, уже привычный код. К такому выводу мы пришли на основании текста Письма ФСС от 08.02.2017 № 02-09-11/16-07/2827, которое, между прочим, мы опять-таки не нашли на официальном сайте. Очень странно работают… Очень странно…

Какие документы потребуются для подачи?

Согласно пункту 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности, организация должна предоставить всего три документа:

  1. Заявление по форме Приложения №1 к Порядку;

  2. Справку-подтверждение Приложения №2 к Порядку;

  3. Копию пояснений к бухгалтерской отчетности за предыдущий налоговый период.

На последнем пункте мы остановимся более подробно, т.к. здесь имеют место быть исключения из правил. А именно, распространенной ошибкой можно считать мнение, что субъекты малого предпринимательства также обязаны подавать пояснения. Развенчаем миф – это совершенно не так. Субъекты малого предпринимательства не обязаны подавать пояснения к бухгалтерской отчетности за предыдущий налоговый период равно как и отчет о финансовых результатах. Не известно почему, именно последнюю форму по собственной инициативе фирмы предоставляют ФСС. Здесь мы можем порекомендовать следующее: если вы хотите быть спокойными за то, что ФСС укажет верный код вашей основной деятельности, то вы имеет право предоставить специальную пояснительную записку, где будут указана структура ваших доходов за предыдущий год. Этот документ окажется куда более ценным для сотрудников ФСС, нежели любой другой. Так что, примите это на заметку.

Как подать подтверждающие документы?

Для того, чтобы подать уведомление, будет достаточно собрать необходимые документы, о которых мы написали выше, а далее подать их на бумажном носителе или же в электронном виде. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы:

  1. Если документы будут подаваться на бумажном носителе, то передать их следует в территориальный орган ФСС. Здесь важно учесть, что если документы будут подаваться не генеральным директором организации, то на «подающее» лицо должна быть оформлена нотариально заверенная доверенность. Также есть возможность подать документы, отправив их по почте, однако, этот вариант применим, когда до окончания предельно допустимого срока осталась минимум одна неделя, как говорится, «для надежности». Есть и третий вариант — обратиться в МФЦ . Этот способ пользуется на сегодняшний день наибольшей популярностью, но и у него есть минус — не в каждом регионе страны эта услуга представлена.

  2. В том случае, если есть потребность отправить документы в электронном виде, то следует обратиться к порталу государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Есть важное условие, которое должно быть соблюдено — у генерального директора организации должна иметься усиленная квалифицированная электронная подпись. Порядок подачи документов через портал требует к себе следующую последовательность действий:

  • Должна быть создана учетная запись физического лица;

  • На ее основании создается учетная запись организации;

  • Далее необходимо выбрать госуслугу «Подтверждение вида деятельности в ФСС»;

  • Заполнить все обязательные поля заявления;

  • Прикрепить в виде файлов копии справки-подтверждения и пояснительную записку к бухгалтерскому балансу;

  • Последний шаг — направить документы в ФСС.

После того, как будут совершены все описанные действия, не позднее, чем через 2 недели ФСС обязаны уведомить организацию о присвоенном ей основном виде деятельности и назначенном тарифе «на травматизм». Важно: Cтрахователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек.

Некоторые рекомендации к заполнению формы

  1. В строке №8 среднесписочную численность следует указывать все организации;

  2. В графе №6 численность работников должны указывать только некоммерческие организации;

  3. В справке нужно перечислять только те виды деятельности, которые организация фактически вела в 2016 году;

  4. Деятельность, указанную в ЕГРЮЛ, указанную как основную, не нужно показывать в справке, если вы ее фактически не вели;

  5. Даже если у вас указан только один вид деятельности, то на него, в любом случае, потребуется справка-подтверждение;

  6. Графу №3 необходимо заполнять по данным бухучета за 2016 года. Для компаний, применяющих ОСНО: сумму расходов нужно указывать без НДС;

  7. В строке №10 потребуется указать наименование организации, доход от которой в общем объеме доходов имеет наибольший удельный вес из указанных в строке №5. Причем эта деятельность может и не совпадать с той, что указана в ЕГРЮЛ в качестве основной. Такое положение дел вовсе не требует соответствующих записей в Реестре;

  8. Если наибольший удельный вес имеют несколько видов деятельности, тот основным будет считаться тот из них, который относится к более высокому классу профессионального риска (пп. 9,14 Правил);

  9. В заявлении необходимо указывать не текущий год, а предыдущий, по итогам которого вы подтверждаете основной вид деятельности;

  10. Розничная торговля относится к 1-му классу профессионального риска, а производство — к 3-ему. Следовательно, необходимо указывать производство, как основной.

В заключении хотим сказать, что подача подтверждения в 2017 году — важный этап в работе организации. Излишние затраты на «несчастные» взносы не принесут ничего положительного. Более того, если вы позволите ФСС самостоятельно править записи в ЕГРЮЛ о вашей организации, в дальнейшем это может неблагоприятно сказаться на имидже компании. В большей степени это касается участия вашей организации в аукционах и государственных торгах.

Желаем Вам не пренебрегать Вашим имиджем на рынке. В особенности, сегодня это имеет большое значение!