Особенности проверки контрагентов с точки зрения рисков

Со стороны организация может выглядеть успешно, иметь солидный офис и вежливый отдел продаж. Но внутри — крупные долги, суды и руководитель в бегах. Чтобы заранее узнавать об этом, нужно проверять партнёров.

Подробнее о нюансах такой проверки читайте в нашей статье.

Почему и когда необходим анализ контрагентов

Качество работы с партнёром во многом зависит от его надёжности и репутации. И если компания заключает сделку с недобросовестным контрагентом, то у налоговой могут появиться вопросы. В итоге инспекция может не принять к учёту расходы и вычеты по операциям, что повысит нагрузку на честного налогоплательщика. 

Поэтому анализ партнёров — насущная необходимость как до подписания контракта, так и после. Проверка помогает определить, что контрагент не выполняет обязательства по договору, имеет трудности с госструктурами, мошенничает, является банкротом, накопил долги по налогам и прочее. Изучение сведений о партнёре защитит вашу организацию от претензий государства и сбережёт ресурсы.

Приведём несколько ситуаций, когда может потребоваться проверка:

Первая сделка с контрагентом. Ещё до подписания договора можно заметить подозрительные детали и оградить себя от потенциальных проблем.

Партнёр не так давно зарегистрировался. Новая организация не несёт большой угрозы как контрагент, но сотрудничество с ней может быть рискованным.

О партнёре есть множество негативных отзывов. Иногда такая информация создаётся конкурентами или обиженными сотрудниками, но чаще всего это указывает на низкий уровень надёжности компании.

Партнёр работает исключительно по предоплате. Из-за этого есть вероятность, что вы внесёте деньги по договору, но впоследствии не получите товар или услугу.

Каковы внешние признаки недобросовестности

При встрече с партнёром следует посмотреть, как он ведёт себя. Обратите внимание на следующие детали:

  • многократные заявления о своей платёжеспособности;

  • неточность высказываний, отсутствие ссылок на людей, который могли бы подтвердить слова контрагента;

  • поспешность при заключении договора и попытка оправдать это личной занятостью;

  • истории о своих связях в предпринимательских кругах и возможностях, в которые сложно проверить;

  • неаккуратность в оформлении договора, намерение обсудить устно некоторые пункты.

Порой приезд в офис партнёра даёт неожиданные результаты. Находится подтверждение того, что эта организация не будет хорошим партнёром.

Как проверить контрагентов

Вы можете напрямую обратиться к партнёру и запросить у него юридически значимую документацию. Понадобится устав, ОГРН и ИНН. Их дубликаты можно получить при подписании договора. Также не лишней будет выписка из ЕГРЮЛ и справка об отсутствии долгов перед бюджетом по налогам, взносам и сборам.

Если же предполагается большая сделка, то стоит попросить информацию о штатной численности, имущественном положении, стоимости основных средств, репутации в предпринимательской среде и опыте работы. Предоставление таких сведений подтвердит значимость предстоящей сделки для контрагента. Плюс это докажет, что вы проявили осмотрительность и предварительно изучили партнёра. 

Часть документов покажет, как в целом работает контрагент и имеются ли у него сложности с государством. Другая часть позволит узнать, сможет ли партнёр исполнять обязательства по договору.


 Также можно сделать проверку без обращения к контрагенту. Это бесплатно, но вам потребуется искать информацию в более чем десяти сервисах, что очень неудобно. Упростить процесс получится с помощью 1СПАРК Риски. Решение помогает оценить благонадёжность контрагентов и понять, есть ли смысл в сотрудничестве. Благодаря одному сервису вы сможете проверить партнёра во всех источниках информации. Так вы сэкономите своё время и обезопасите бизнес от возможных проблем.