Какие особенности бухгалтерского учёта в Республике Беларусь

Читать в полной версии

В статье рассмотрим нюансы бухучёта в Беларуси, его принципы и формы организации. Дополнительно расскажем об обязанностях руководителей и способе оптимизации бухгалтерских процессов.

Какая специфика белорусского бухучёта

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» обязывает вести бухгалтерский учёт всех юридических лиц на территории РБ. Это также касается иностранных компаний, товариществ, госорганов и ИП.

Государственным регулированием бухучёта занимаются Президент Беларуси, Совет Министров, Национальный банк, Минфин и другие республиканские органы госуправления.

Выделим некоторые принципы бухучёта, которые указаны в законодательстве РБ:

Начисление. Хозяйственные операции отмечаются в бухгалтерском учёте и отчётности в том же отчётном периоде, в котором они выполнялись. При этом не имеет значения, когда по ним проводились расчёты.

Непрерывность. Информация об активах, обязательствах, собственном капитале, дохода и затратах составляется относительно намерения компании продолжать или прекращать работу.

Соответствие доходов и расходов. Расходы необходимо отразить в бухучёте и отчётности в том отчётном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (если они имеются).

Осмотрительность. Нельзя завышать учётную оценку активов и доходов компании, а оценку обязательств и расходов — занижать.

Нейтральность. Запрещается ориентировать информацию из отчётности на конкретных пользователей и (или) получение результата.

Какие формы организации бухучёта в Республике Беларусь

Выделяют два варианта организации бухгалтерии: децентрализованный и централизованный.

При децентрализованной форме бухучёт можно вести не только в аппарате управления компанией, но и в её отдельных подразделениях. В них реализуются ключевые функции учёта, после чего в главную бухгалтерию компании передаётся отчётность. И уже на её основе создаётся сводная отчётность и общий баланс по организации.

При централизованном форме все учётные операции сконцентрированы в центральной бухгалтерии.

Какие обязанности руководителей организаций в РБ

Руководитель компании обязан:

  1. Контролировать сотрудников, чтобы они выполняли требования главного бухгалтера по ведению учёта.
  2. Обеспечивать оперативный учёт материальных ценностей и обязательств. Это поможет точно отражать хозяйственные операции в бухучёте.

Также, согласно закону Республики Беларусь, руководители должны решать, какой будет структура бухгалтерии и каким образом вести учёт. Исходя из объёма учётной работы компании могут:

  • отдать ведение бухучёта штатному бухгалтеру;
  • сформировать бухгалтерскую службу, которую возглавит главный бухгалтер;
  • делегировать учёт сторонним организациям или ИП, которые предоставляют такую услугу.

Как оптимизировать бухгалтерский учёт в Беларуси

Чтобы упорядочить ведение учёта и сделать его автоматизированным, белорусским компаниям доступен ряд программ. Вероятно, самым популярным и универсальным решением является 1С:Бухгалтерия 8 для Беларуси.

Конфигурация соответствует требованиям законодательства РБ и национальным стандартам учёта. Она сокращает время на расчёты с контрагентами, составление документов и хозяйственные операции. 

1С:Бухгалтерия 8 подходит как небольшим компаниям, так и крупным холдингам. Её можно использовать в сфере торговли, услуг, производства, а также настроить под специфику и учётную политику компании. Серьёзный плюс программы — возможность дистанционной работы и автоматические обновления, которые учитывают последние изменения в законах.