Особенности бухгалтерского учета в страховых компаниях

Читать в полной версии

Бухучет бизнеса в сфере страхования особенно строго контролируется надзорными организациями, так как данная отрасль занимается непосредственным обслуживанием граждан РФ, связана с их жизнью и здоровьем. Поэтому у сотрудников бухгалтерий в страховых компаниях нередко возникают вопросы и затруднения по ведению учета. Каждый хочет перестраховаться и уточнить все до мелких деталей, чтобы не спровоцировать штрафы и другие наказания в адрес фирмы.

Какие условия нужно соблюдать, чтобы не нарушать закон

Стандарты бухучета для компаний-страховщиков закреплены в Положении Банка России № 491-П, а также соответствуют общим нормам из Приказа Министерства финансов № 94н.

Отчетность таких организаций тщательно изучают контролеры. Кроме того, документы должны быть открыты. Баланс и сведения о доходах и убытках выкладываются в публичный доступ для пользователей, инвесторов, банков и других лиц, которые хотят получить данные о состоянии фирмы для принятия решения по поводу сотрудничества с ней.

Страховщики сдают за год множество отчетов: об активах, страховых резервах, платежеспособности, привлеченных средствах, акционерах, филиалах, финансовых результатах по видам страховок. Все они должны содержать корректную информацию и быть сданы в установленные сроки.

Трудности ведения бухгалтерии в страховых компаниях

Cтраховым организациям необходимо тщательно следить за наличием первичной документации. Это:

  • страховые договоры,

  • документы, подтверждающие наступление страхового случая,

  • документы, подтверждающие страховые выплаты.

Сложность бухучета в страховых компаниях состоит и в том, что они пользуются специфическими счетами для проводок, а также некоторые расходы переносят на будущие отчетные периоды в зависимости от сроков страховых выплат. Чтобы избежать ошибок и путаницы, страховщики стремятся автоматизировать бухучет.

Продукт 1С для упрощения бухучета страховых компаний

Автоматизация учета страховой компании с помощью средств 1С позволяет ускорить выполнение типовых операций и исключить риски недочетов.

  • В программе можно вести синтетический и аналитический регламентированный бухгалтерский учет по нескольким подразделениям с общим или обособленным балансом. Функционал решения настроен конкретно под данную сферу. В решении отражены требования Минфина и ЦБ к учету страховых организаций, единый план счетов страховщиков, первичные документы, возможность начисления выплат, премий, комиссии, резервов, убытков, возвратов по страховым договорам.

  • Система автоматически формирует отчеты для контролирующих органов, соответствующие регламентам. Решение также составляет внутреннюю отчетность для сбора аналитики по показателям бизнеса.

  • Предусмотрена автоматизация налогового учета страховых организаций. Система сама рассчитывает налоги для уплаты и создает отчеты для ФСН, которые можно отсылать в электронном виде прямо из программы.

  • В конфигурации учитываются основные средства и нематериальные активы, складские запасы, финансы, взаиморасчеты с контрагентами, доходы и расходы, авансы, остатки, налоги, средства и предметы труда, полученные по договорам залога и отступного и прочие параметры, характерные для бухгалтерии страховой компании.

  • В программе формируются и фиксируются бланки строгой отчетности и договоры страхования с четким отслеживанием всех операций с этими документами: контролем за сроками действия, перемещением, хранением, уничтожением.

  • Осуществляется управление убытками, комиссионными вознаграждениями, агентскими договорами, перестрахованием и сострахованием, резервами.

  • Настроены большие блоки с функционалом для оформления и ведения отдельных направлений страхования: жизни, имущества, ответственности, при выплате ипотеки, выезде за рубеж, КАСКО, ОСАГО.

  • Продуктом легко пользоваться благодаря автоматизации основных операций и налаженному сервису. Не нужно вручную рассчитывать, загружать и выгружать данные, заполнять и искать документацию.

В программе существует система подсказок для пользователей. Интерфейс можно настроить под свои задачи, например, вывести на главный экран часто используемые инструменты. Программу легко расширить для большего количества участников, настроить в ней обмен данными с другими отраслевыми продуктами. Вы также можете воспользоваться информационной и технической поддержкой «СервисКлауд» для консультации по выбору конфигурации, ее внедрению и освоению.