Организация аренды жилья: что нужно знать и на что обратить внимание

Предоставление жилья в аренду кажется простым видом заработка. Однако на деле арендаторы сталкиваются с различными вопросами, которые им приходится чаще всего решать самостоятельно. Разберем основные трудности этой деятельности и расскажем о том, как сдать квартиру и соблюсти закон.

Трудности при сдаче жилья в аренду

Управление арендой. На плечи владельца жилья, который решил стать арендодателем, ложится много забот. Нужно найти честных арендаторов и избежать встреч с риэлторами и мошенниками. Во время поиска жильцов – регулярно выезжать на квартиру, чтобы показывать ее. Когда съемщики заселятся — следить за сохранностью недвижимости и забирать арендную плату.

Финансовая грамотность. Владельцам арендуемых площадей бывает сложно разобраться в платежах за съем и коммунальные услуги. Немало вопросов вызывает и подготовка договоров и отчетов. Ведь если аренда — бизнес, то предприниматель должен отчитываться перед ведомствами. Еще сложнее, если объектов недвижимости несколько, одни относятся к жилым помещениям, а другие — к коммерческим.

Почему важно соблюдать закон

Почему нельзя просто сдавать свою квартиру? Потому что это нарушение российского законодательства.
Без регистрации в качестве самозанятого или предпринимателя, юридического лица арендодатель не платит налоги. Что вовсе не исключает того, что однажды к нему могут прийти налоговики с проверкой. Это чревато следующими неприятностями.

  1. Налоговая инспекция может назначить возмещение налогов за все время незаконного получения прибыли.
  2. Административное наказание — уплата штрафов до 40% от неуплаченной суммы налогов.
  3. В худшем случае грозит уголовная ответственность.
Скрыто сдавая жилплощадь в аренду, собственник не может действовать в правовом поле при возникновении спорных ситуаций с жильцами или соседями. Отстаивать свою правоту в случаях, когда имущество было испорчено, не были выполнены денежные обязательства, требуется выселить жильцов и при прочих проблемах, с которыми часто сталкиваются арендодатели, возможно только при «чистой» сделке.

Как организовать аренду как бизнес

Легально вести бизнес как зарегистрированный арендодатель — экономически выгоднее, чем скрываться. Что нужно сделать, чтобы у налоговой не возникло к вам вопросов?
Платить налоги. Они не так велики: при регистрации собственника как индивидуального предпринимателя — 6%, как самозанятого — 4%. Наиболее высокий коэффициент будет при уплате НДФЛ — 13%.
Заключать договоры. Они защищает обе стороны. Некоторые владельцы съемных квартир не подписывают бумаги, опасаясь, что они докажут налоговым органам факт незаконной сдачи жилья. Это неразумно: для доказательной базы налоговикам не нужны договоры, а их отсутствие ставит под удар имущество и заработок арендодателя.

Какой продукт 1С упрощает аренду

Для тех, кто сдает здания, участки и другие объекты для коммерческой деятельности, и хочет действовать в рамках законов, есть специальная программа от фирмы 1С — Аренда и управление недвижимостью в облаке.

В решении реализованы функции для управления:

  • каталогами недвижимости,
  • сопровождающей документацией,
  • расчетами с клиентами,
  • эксплуатацией площадей.

Программу 1С: Управление недвижимостью и аренда в облаке часто используют собственники, которые не привязаны к офису и постоянно находятся в разъездах. Этот формат позволяет управлять операциями с имуществом удаленно, с любого устройства, подключенного к интернету, и в любое время.

Если вы выбираете Управление и аренда недвижимости в облаке, то платите не за покупку программы, а за аренду. Вам также не нужно покупать сервер и прочее оборудование. Обслуживание решения обычно берет на себя 1С: Франчайзи.

О важных нюансах организации аренды коммерческих помещений — здесь.