Не боимся нового: эквайринг в бухучете

Читать в полной версии

Мы понемногу начинает отходить от классических форм торговли и включаемся в глобальный процесс так называемой «электронной коммерции». Положение вещей обязывает бизнес адаптироваться к требованиям времени, перестраиваясь под существующие условия. Яркий тому пример – использование эквайринга в проведении торговых операций. Полагаем, что никому не нужно объяснять, что такое кредитная или дебетовая банковская карта – дело в другом: как отразить в бухучете электронные платежи? Этим вопросом задаются не только начинающие специалисты, но и бухгалтера «старой закалки», по той или иной причине не успевшие столкнуться с данным новшеством. Сегодня мы расскажем об этом, а также поднимем ряд сопряженных вопросов. Как заключить с банком договор эквайринга, чем электронный денежный перевод отличается от безналичной формы оплаты, почему важно иметь возможность оплатить товары и услуги на сайте – расскажем далее в статье нашим клиентам по услуге «1С 8.2 онлайн».

Терминология и понятия

Всегда, когда мы готовим статью об очередных «англицизмах», приходится полистать словарь и дать определение некоторым понятиям. Не станем изменять этой хорошей традиции, т.к. верное понимание основ поможет глубже осмыслить нашу тему.

Эквайринг – комплекс мер, направленных на прием банковский карт к оплате товара или услуги. В зависимости от технического решения эквайринг воплощен в виде торгового терминала (POS-эквайринг) или же мобильного приложения (mPOS). Наиболее широкое распространение во всем мире, в том числе и в России получили системы VISA и MasterCard. Также в последнее время в нашем государстве активно продвигается система МИР, призванная потеснить монополистов на отечественном рынке. По оценкам специалистов, на сегодняшний день существует более 18 миллионов предприятий, использующих услуги эквайринга в повсеместной работе, не говоря уже о физических лицах, чей неуемный интерес к данной сфере давно занял в нем достойное место.

С тем, что такое эквайринг, мы, кажется, в общих чертах разобрались. Теперь нам необходимо описать методику включения компании в процесс электронных платежей.

Хочу эквайринг!

Сама методология обеспечения эквайрингом вашей организации очень проста: необходимо обратиться в любой банк вашего региона с соответствующим заявлением, а далее сотрудники финансового учреждения на достаточно компетентном уровне смогут дать необходимые консультации, в том числе по комплекту документов. Предварительно о необходимых бумагах можно ознакомиться на сайте любого кредитного учреждения.

В качестве примера, вы можете посетить специальный раздел СберБанка.

Мы же в общих чертах опишем, какие мероприятия проводит банк для обеспечения POS-эквайринга (механического) и как будет выглядеть прием платежей в формате онлайн, к примеру, на вашем сайте.

В торговой точке

После того, как договор обслуживания уже заключен, сотрудники процессингового центра посещают торговую точку, где предполагается установка оборудования и производят оценку помещения (сколько потребуется терминалов, какое имеется кассовое оборудование, каков опыт работы кассиров с платежными картами и т.д.). Затем исполнители преступают к непосредственной установке и отладке оборудования, после чего проводят инструктаж персонала. Разумеется, данная услуга не будет для клиентов бесплатной. Различные банки выдвигают свои условия сотрудничества. Наиболее популярной является взимание процента от суммы чека. Чем сумма больше и чем больше их количество, тем меньше процент. Простой пример: небольшой магазин установил терминал по приему банковских карт. Ежемесячная сумма чеков равняется 200 000 рублей. В данном случае, банк может запросить всего 3%, что составит 6 000 рублей в месяц. Если дела магазина пойдут в гору и его обороты «перевалят» за миллион рублей, то его владельцу есть смысл обсудить с банком новые условия сотрудничества. Как правило, соответствующая запись есть в договоре клиентского обслуживания и банк обязан пойти на уступки.

На сайте компании

Если Ваша организация может себе позвонить продавать товары и услуги непосредственно на сайте, то почему бы не обеспечить возможность оплачивать товар перед заказом? Банки охотно приветствуют эту инициативу и также предлагают соответствующие услуги. В отличие от торговой точки, все «оборудование», если его так можно будет назвать, будет интегрировано в виде специального модуля на сайте (всем хорошо известного). Условия сотрудничества с банком примерно те же.

Более подробно о том, как это работает и осуществляется на практике, вы можете прочитать по ссылке.

«Безнал» и электронные деньги – в чем разница?

Некоторые зададутся вопросом, в чем, собственно, разница между электронными деньгами и теми, что «лежат» на расчетном счете организации? По сути ни те, ни другие нельзя «подержать» в руках, тогда зачем связываться с эквайрингом? В некоторой степени, это справедливые утверждения, однако, два этих понятия имеют существенное различие между собой. Деньги на расчетном счете – это некие условные единицы, которые можно конвертировать в реальные «бумажки», да, но они содержатся на банковских счетах и процедура пользования ими хорошо известна всем бухгалтерам. Что же касается электронных денег (Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI, средства банковских карт и прочие) в большинстве своем принадлежат физическим лицам и воспользоваться ими они могут другими методами. Иными словами, некое ООО проводит свои платежи через Банк-Клиент, а мы с вами вводим на сайте реквизиты нашей карты и так оплачиваем покупку. Если еще проще – у физических лиц и юридических лиц разные «кошельки». И вот как раз для того, чтобы среди ваших клиентов были «физики», как сейчас иногда называют, и нужен онлайн эквайринг. Мы с Вами сейчас говорим о достаточно простых вещах, но на всякий случай даем к ним пояснения.

Почему это важно?

Вполне очевидно, что опция онлайн эквайринга на сайте имеет ряд преимуществ. Кратко опишем некоторые из них:

  1. Потенциальный клиент вашей компании будет иметь возможность оплатить товар еще до того, как получит его на руки. Это очень удобно с точки зрения бизнеса, т.к. полученная оплата за товар может считаться неким гарантом того, что сделка состоится. Следовательно, ваша компания получает прибыль;

  2. Вы, как это было сказано, получаете доступ к рынку физических лиц, чья заинтересованность в онлайн покупках растет с каждым годом;

  3. Ваш бизнес становится более конкурентно способным в сравнении с теми, где онлайн эквайринг не предусмотрен;

Разумеется, это далеко не полный список позитивных сторон наличия онлайн эквайринга. Однако, для начинающего бухгалтера или для того, кто с ним еще не имел никакого дела, может показаться непонятным и сложным, как отражать электронные деньги.

Бухгалтерские проводки

На примере онлайн-магазина, когда покупатель оплачивает товар картой

  • Дебет 57 Кредит 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным"заказчик произвел предварительную оплату услуги через Интернет;

  • Дебет 76, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "НДС"начислен НДС с аванса;

  • Дебет 51 Кредит 57денежные средства (за минусом комиссии банка) поступили на расчетный счет организации-исполнителя;

  • Дебет 76, субсчет "Банк" Кредит 57удержано вознаграждение (комиссия) банком (выписка банка);

  • Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Банк"комиссия банка отражена в расходах;

  • Дебет 62, субсчет "Расчеты за оказанные услуги" Кредит 90, субсчет "Выручка"признан доход от оказания услуг на основании акта оказанных услуг;

  • Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "НДС"начислен НДС с выручки от оказания услуг;

  • Дебет 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 62, субсчет "Расчеты за оказанные услуги"предоплата зачтена в счет оплаты услуги;

  • Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 76, субсчет "НДС"начисленный с суммы предварительной оплаты НДС принят к вычету;

  • Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20списана себестоимость услуги;

  • Дебет 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99отражен финансовый результат (выявляется за отчетный месяц).

Предложим еще один пример. Фирма установила в магазине терминал по приему платежных карт. В магазин пришел клиент и оплатил «карточными» деньгами товар. Бухгалтеру потребуется эти деньги отразить следующим образом:

  • Дебет 62, Кредит 90/1Выручка от продажи покупателям, рассчитавшихся платежными картами;

  • Дебет 90/3, Кредит 63 НДСНДС от суммы реализации по безналичному расчету;

  • Дебет 57, Кредит 62Передача в банк электронного журнала с информацией об оплате банковскими картами;

  • Дебет 51, Кредит 57Принятие от банка средств за товар, проданный по безналичному расчету за минусом комиссии;

  • Дебет 91, Кредит 57Списание комиссии банка за услуги эквайринга.

Рекомендации потенциальным пользователям

Те их предпринимателей, кто впервые подходит к нашему вопросу, могут столкнуться с неким смущением. Да, они отчетливо представляют себе все положительные стороны эквайринга, но не хотят делиться своей прибылью с банком (речь идет о комиссии). Согласны, первое время данная практика может показаться неким «грабежом средь бела дня». Но посудите сами, нивелировать эту статью расходов предприниматель может как за счет несущественного повышения цен, так и за счет увеличившегося числа клиентов, готовых оплачивать товары и услуги. Следовательно, чего тогда бояться? В любом случае, это ваш выбор, но помните, что выбор потребителя – это возможность платить любыми способами. Не так ли это звучало: «Клиент всегда прав»?