Литература для бухгалтера: тренд изменился в лучшую сторону

Читать в полной версии

Мы хотим поблагодарить нашего читателя за то, что он в настоящий момент читает нашу скромную статью. Если это происходит, значит, ему совершенно не безразлична информация о том, чем живет российский «правовой» мир. Читающий бухгалтер – профессионал, который достоин справедливой оплатой его труда, а также уважения руководства.

Если вы обратили внимание, большинство наших коллег бухгалтеров очень поверхностно относятся к своему профессиональному образованию. Одни говорят, что им просто некогда читать специализированную литературу, другие скажут, что уже давно все узнали, т.к. «25 лет проработали бухгалтером». Сложно сказать, когда именно нашим коллегам расхотелось становиться лучше, укреплять свои профессиональные и должностные позиции. Есть предположение, что это связано с тем, что бухгалтерами становятся уже выросшие «дети перестройки», которые воспитывались на совершенно других воззрениях, нежели их родители из СССР. При этом при всем сегодня средний возраст нашего отечественного бухгалтера сводится к 35-45 годам, так называемому «Поколению П» из одноименного романа Виктора Пелевина. Читать профильную литературу для большинства – скучная и бесполезная трата времени (за нее ведь никто не заплатит, правильно)?

Удивительно и в то же время приятно становится от мысли, что спустя почти 27 лет с момента распада Советского Союза наши специалисты мало-помалу начинают осознавать, что если не становиться «дороже» на рынке труда, то элементарно денег «на жизнь» будет оставаться мизер. Мы ознакомились с тем, что сейчас читают бухгалтера, каким изданиям отдают предпочтение, какие у них критерии выбора и кое-что еще по нашей теме. Давайте разбираться.

Не все так плохо

Почему мы пришли к выводу, что тема данной статьи «напрашивается» в последние год-полтора? Дело в том, что наши клиенты по услуге «аренда программы 1С» стали постепенно «отдаляться» от всевозможных бухгалтерских форумов в сторону самостоятельной работы. Под ней мы понимаем использование справочно-правовых систем, возвращение к чтению Налогового Кодекса, а также к покупке профессиональной литературы. Очень странно. Еще несколько лет назад казалось, что юридические и бухгалтерские консультации окончательно вытеснять самостоятельную работу бухгалтера и встанут на ее место. Возможно, это происходит по той только причине, что квалификация налоговых экспертов в отдельно взятых случаях может желать только лучшего, а интернет полнится таким количеством абсолютно «бездарного» материала, что ориентироваться на него и читать будет себе дороже. Соответственно, многие профессионалы предпочитают заплатить деньги за информацию и пользоваться достоверными сведениями. К примеру, если говорить о справочно-правовых системах, то в них, как правило, помимо консультационного материала содержатся книги и журналы в электронном формате. Их количество исчисляется десятками, что позволяет бухгалтеру изучать интересующий его вопрос не только во время решения очередной производственной задачи, но и в свободное от работы время. Помимо всего прочего наблюдается возврат к чтению НК РФ. Всем хорошо известно, каким языком он написан – черт ногу сломит. При этом при всем наши коллеги стали доверять больше себе, нежели кому-то постороннему, что позволяет им с большей долей вероятности принимать ответственные решения в вопросах, требующих внимания. Разумеется, мы не говорим сейчас о каких-то повсеместных проявлениях любви к чтению, ибо тренд только-только начал меняться. При этом нас не покидает уверенность, что дальше он будет только расти.

Что ищут в литературе?

В общении со многими бухгалтерами мы регулярно сталкиваемся с их потребностью получить максимально короткий и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, насколько это только возможно. Специализированная литература, о которой мы сказали, как раз и не может отвечать на возникшие вопросы в таком формате – приходится изучать все самостоятельно, где-то даже поломать голову. Несмотря на то, что «емкие» ответы пользуются большой популярностью, бухгалтер склонен хотя бы изредка, но все же обращаться к первоисточнику. Законы, постановления, письма, распоряжения требуют к себе время на изучение, что, собственно, и лежит в основе потребности в дополнительной консультации. Совмещая самостоятельную работу с чтением материалов отдельно взятых налоговых экспертов, бухгалтера в конечном итоге находят для себя именно тот ответ, который им необходим для решения производственной задачи. Однако одной только теории оказывается для работы мало, и наши коллеги прибегают к поиску практических примеров. Наиболее показательный тому случай – форма 6-НДФЛ. Весь 2016 год прошел под ее эгидой, и горячие линии многих сервисных центров, можно сказать, «обрывались» от звонков приблизительно с одними и теми же вопросами. Наилучшим ответом для них были образцы заполнения формы, разбор нестандартных ситуаций и желательно, чтобы все было именно в цифрах. Подставить свои значения в готовый расчет – дело гораздо более легкое, чем заполнять незнакомый документ «с нуля». Вопрос, насколько ли актуально печатать в полноценных книгах какие-либо примеры, если законодательство обязательно изменится в ближайший год?

Книга или журнал?

Если зайти в книжный магазин и обратиться к разделу специализированной литературы для бухгалтера, то, скорее всего, там вы сможете найти преимущественно учебники по бухгалтерскому учету, как для профессионалов, так и для «чайников», но большее – вряд ли. Очевидно, что издавать книги «по изменениям в законодательстве» в России – занятие абсолютно нерентабельное. Во-первых, они не пользуются таким большим спросом, во-вторых, их придется постоянно переиздавать, а этим, разумеется, никто не будет заниматься, в-третьих, конечному пользователю (бухгалтеру) все равно будет неудобно с ними обращаться. Как ни крути, а сейчас 21 век, что так или иначе диктует свои установки. Чтение электронных изданий на компьютере, телефоне или «читалке» помогает «воскресить» бухгалтерскую книгу, как таковую, но все же наши коллеги отдают свое предпочтение подпискам на тематические журналы. Преимущество периодического издания заключается в том, что его редакция может оперативно отслеживать последние нововведения в законодательстве, писать на эту тему статьи, а также оповещать своих подписчиков о новостях, происходящих в деловой жизни. Многие журналы выходят по два раза в месяц. При стоимости около 15 тысяч рублей в год за подписку, выбор остается только за тем, какой из многочисленных журналов выбрать, а книги, так тем более печатные постепенно «вымирают», с этим, ничего не поделаешь.

А ведь когда-то раньше люди ходили в библиотеки…

Помощь друга

Никто не отменял такого явления, как звонок коллеге по профессии. У наших бухгалтеров уж больно часто складывается ситуация, когда у знакомых есть доступ к справочно-правовым системам, есть подписки на журналы, а у самих у них этого всего нет. Приходится время от времени звонить и задавать вопросы. Хорошо, если знакомые окажутся отзывчивыми и в достаточно короткие сроки смогут оказать необходимую помощь. А если им это надоест или же доступ к ресурсам закончится? Разве не может такого быть? Как показывает практика – это довольно распространенный случай. В конечном итоге бухгалтеру приходится приобретать подписку «хоть на что-то» за счет финансов организации или же из «своего кармана» в самом крайнем случае. Так или иначе, потребность в чтении профессиональной литературы будет с большой долей вероятности удовлетворена, что не может не радовать.

Помимо всего прочего, коллеги по цеху всегда могут порекомендовать тот источник, откуда они сами черпают информацию. По этому поводу нам однажды рассказали историю, когда две подруги, работа в различных компаниях на одноименных должностях, по очереди имели в своем распоряжении профессиональную литературу. Так сложилось, что сначала один бухгалтер задавала вопросы другому (пока у той была подписка), а затем они поменялись местами. На весь цикл ушло полных два года и за это время, надо отдать должное, каждая из них имела возможность читать хорошие журналы. Можно ли такое представить, скажем, в 2007 году? Нельзя сказать с уверенностью.

Заключение

Мы неспроста обратили внимание на то, что тенденция к чтению профессиональной литературы набирает обороты у отечественных бухгалтеров. Как выяснилось, во многом здесь имеет место желание делать свою работу хорошо. То ли это вызвано желанием стать лучше с профессиональной точки зрения, то ли ответственность за свои должностные поступки возросла, то ли на это есть другая причина. Хотя, возможно, она здесь не настолько важна. Самое главное, что заинтересованность в развитии есть. Обратите внимание вокруг, сколько у нас в стране работают бухгалтеров… У большинства из них уровень заработной платы оставляет желать лучшего. В то же время попасть на работу в какую-то действительно крупную организацию оказывается достаточно сложным делом. Как вы считаете, кому из соискателей компания не откажет в трудоустройстве: тому, кто «в теме», как это говорится, или же тому, что не может самостоятельно мыслить, ища постоянно подсказки в виде готовых решений, образцов и типовых ситуаций. Важно знать, что конкурентные преимущества не берутся сами по себе. Как правило, их приходится нарабатывать честным и добросовестным трудом. А он-то, в свою очередь, окупается сторицей в последующем.

Благодарим за внимание!