Как вести бухгалтерский учет в краудфандинговой компании?

Читать в полной версии

Мало-помалу российский бизнес начинает знакомиться и развивать такое направление, как «краудфандинг». Для тех, кто не знает, это один из способов привлечь целевые инвестиции для реализации какого-то проекта. Не вдаваясь в подробности истории возникновения этого термина, скажем, что суть сбора благотворительных пожертвований известна человечеству достаточно давно, однако в современном ее виде, выраженном в размещении соответствующих проектов в сети интернет, она появилась относительно недавно. 

Если не изменяет память автору этой статьи, первый официально зарегистрированный случай сбора средств данным  методом произошел в 2009 году во Франции, при том, что, возможно, это могло произойти и гораздо раньше.

В Россию краудфандинг «перекочевал» из США в том виде, в каком он существует сейчас. Там люди, имеющие достаточно интересные идеи, размещали информацию о них на специализированных платформах, где указывали сумму денег, требуемую для реализации задумки. Если нужное количество ресурсов удавалось привлечь, то можно сказать, что затея удалась. Как-то так.

Сегодня мы поговорим не столько о причинах возникновения этого явления, а также о популярных направлениях спонсорства, сколько о том, как работать бухгалтеру в компании, целью которой является привлечение благотворительных средств.


Технология инвестирования

Для того, чтобы корректно выполнять свои служебные обязанности, в частности вести бухгалтерский учет и рассчитывать налоговые отчисления, бухгалтеру необходимо понимать, по какому принципу происходит привлечение инвестиций. На схеме, указанной выше, представлен общий порядок взаиморасчетов между спонсируемой компанией и непосредственным спонсором. Однако у этой схемы есть продолжение.

Во-первых, очень важно сообщить, что подавляющее большинство краудфандинговых компаний относятся к числу некоммерческих организаций. Как правило, ими оказываются некие благотворительные фонды. К примеру, в России краудфандинг получил широкое распространение именно тогда, когда требовались дополнительная денежная помощь для пострадавших от стихийных бедствий (наиболее показательный случай – затопление сел в Сибири). 

Более того, нередки случаи, когда люди собирали деньги на выпуск неизданных рукописей какого-нибудь поэта или писателя, когда энтузиасты искали деньги на съемки документального фильма о какой-нибудь злободневной проблеме. Все это – работа некоммерческих организаций. Но здесь бухгалтеру необходимо знать все тонкости налогообложения, связанные со спецификой работы фирмы.

Так, согласно письму ФНС России от 25.11.2016 № СД-4-3/22415@, не учитывать поступившие средства в качестве базы для налога на прибыль имеют право только некоммерческие организации. Другими словами, если ваша фирма собирает деньги на издание какой-то книги с целью ее дальнейшей продажи, то это уже не будет относиться к некоммерческой деятельности. Следовательно, только благотворительность (к примеру, безвозмездная помощь пострадавшим) попадает под правило, описанное в указанном письме ФНС.

Платформы

Здесь же следует указать на ряд особенностей, связанных с привлечением денежных средств. Как уже было сказано выше, современный краудфандинг предполагает регистрацию проекта на соответствующей платформе. В России есть порталы, которые соответствуют этим требования, например, «Планета.РУ» или «С мира по нитке». Есть еще и другие ресурсы, каждый из которых имеет преобладание того или другого направления финансирования.


Каждая из платформ работает по принципу «Все или ничего» или «Сколько собрали, столько и получили». Дело в том, что у каждого проекта есть определенный срок времени, который ему отведен на сбор пожертвований. Это значит, что если компания не смогла собрать нужное количество денег по принципу «Все или ничего», то ей придется возвращать деньги каждому спонсору – эта операция не облагается налогами. Если же мы говорим о принципе «Сколько собрали, столько и получили», то компания может учесть полученные деньги, даже если их не достаточно для полноценной реализации задуманного проекта.

Проводки

Любые полученные от третьих лиц деньги нужно учитывать. Данное правило в российской бухгалтерии не подлежит какому-либо обсуждению. Большинство краудфандинговых компаний используют следующие проводки:

  • Д 51, К 76 — поступают денежные средства от доноров;

  • Д 76,  К 86 — формируется сумма целевого финансирования проекта;

  • Д 20, К 60 — отражено комиссионное вознаграждение для расчета с интернет-площадкой (платформой);

  • Д 20, К 02, 10, 70, 69 и др. — отражены затраты на производство, предусмотренные бизнес-планом (если это есть);

  • Д 43, К 20 — приходуется готовая продукция (если средства собирались на производство чего-либо);

  • Д 86, К 62 — признаны товарные обязательства перед донорами;

  • Д 44, К60 и др. — отражены расходы на доставку товаров донорам (если условия сбора денег предполагали, например, изготовление некой продукции, которую получат только спонсоры);

  • Д 62, К 90-1 — выполнены обязательства перед донорами по передаче им товара по обещанной (льготной) цене (опять-таки, если это предусмотрено);

  • Д 90-2 К 43, 44 — списаны затраты по краудфандингу.

Бухгалтеру краудфандинговой компании необходимо быть готовым к тому, что полноценной и всеобъемлющей нормативной базы по данному виду деятельности в российском законодательстве пока нет. Однако, вполне возможно, что в скором времени она может появиться. 

Не так давно Владимир Путин выступил с предложением открывать некоммерческие фонды, целью которых являлся бы сбор дополнительных денежных средств на развитие медицины. Кто знает, может, именно с легкой руки нашего президента дело пойдет в гору. Идея-то неплохая!

Какой бы сложной не казалась задача, наши клиенты по услуге «1С Предприятие online» справляются с ней традиционно легко. И не важно, собираете ли вы деньги на благотворительные цели, или же у вас есть интересный Start-Up, который вы хотите развивать. С помощью удобного и интуитивно понятного интерфейса привычной программы можно решать обычные и нетривиальные задачи в разы быстрее и удобнее. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 14 дней и ощутите все преимущества «облачного» решения.

Стоит ли с этим связываться?

Можно долго рассуждать на тему, хороша ли идея с краудфандингом или нет. В странах Западной Европы и США, понятное дело, люди немного по-другому относятся к происходящим событиям. Для них совершенно обычное дело – вложиться в какое-нибудь, по их мнению, прибыльное дело и получить с этого со временем дивиденды. У нас же люди привыкли помогать друг другу, но в другом формате – путем личного общения и в тех случаях, когда кто-то попал в беду. 

В связи с этим возникает вопрос: «Стоит ли устраиваться на работу в краудфандинговую компанию»? На наш взгляд, скорее нет, чем да. При всех прочих равных, необходимо учитывать то, что если организация некоммерческая, то она на все 100% будет зависеть от спонсорских денег, которые, как известно, сегодня есть, а завтра может и не быть. Нестабильность и ощущение уверенности в завтрашнем дне могут преследовать бухгалтера в течение всего времени трудоустройства.

Хорошо, когда бухгалтерию краудфандинговой фирмы ведет специалист, которому нужно набраться немного практического опыта работы – это хороший вариант. В то же время неплохо было бы помочь какой-нибудь организации на благотворительных началах и более опытному специалисту. В любом случае, здесь даже и не стоит вопрос о рассмотрении данной работы в качестве основного источника дохода.

Благодарим за внимание и до скорого!