Как учесть расходы на рекламу

Читать в полной версии

Мы отметили для себя одну удивительную тенденцию – чем больше проходит времени, тем становится интереснее и сложнее вести бухгалтерский учет, в особенности, если речь идет о крупных компаниях. Во многом это предопределяется тем, что условия рынка заставляют их руководство вырабатывать все более передовые и усовершенствованные тактики по «завоеванию» рынка, если так можно выразиться. Разумеется, на все эти кампании требуются определенные деньги, которые, в обязательном порядке, должны быть учтены. Так, современному бухгалтеру в отличие от своего коллеги двадцатилетней давности приходится учитывать затраты на раздачу флайеров, подсчитывать, сколько денег тратится на рекламу в Яндекс.Директе, начислять зарплату или относить к прочим расходам затраты на бизнес тренеров и т.д. Другими словами – поле для развития профессиональных способностей есть!

Сегодня мы поговорим о рекламе – одной из ключевых статей расходов современной компании. Постараемся ответить на вопросы «что», «как», «зачем» и все в том же духе. Но сначала…

Реклама – это…

С точки зрения российского законодательства, рекламу можно охарактеризовать, как «распространение информации о компании, товарах и услугах неопределенному кругу лиц посредствам любых видов коммуникации». В этой формулировке кроется небольшой подвох, в частности, выражение «неопределенный круг лиц» может восприниматься по-разному. Если взглянуть на вопрос трезво, то получается, что конечная цель любой рекламной кампании – вызвать интерес с дальнейшей перспективой заключения сделки. В рамках маркетинговых исследований компания не может знать наверняка, кто именно (ФИО покупателя, дата его рождения и т.д.) станет их покупателями и сколько их вообще будет. Специалисты в области рекламы могут только адаптировать ее под определенную целевую группу. Собственно, это и подразумевает формулировка «неопределенный круг лиц». Кстати говоря, в таком понимании вещей можно убедиться, если ознакомиться с письмами ФАС РФ от 30 октября 2006 года № АК/ 18658 и ФАС РФ от 5 апреля 2007 года № АЦ/4624 «О понятии “неопределенный круг лиц”».

Это в современной России реклама появилась не так давно. А в целом, если говорить о мировой истории, то первые рекламные объявления были найдены на территории Древнего Египта. На одной из каменных стен археологи обнаружили иероглифы, прочитав которые, можно понять, что в данном месте можно купить рабов… Ну, неверное, этот акт купли-продажи никак не отражался в Ветхозаветной бухгалтерии…

Правовая основа

Полагаем, что совершенно нет необходимости давать разъяснения тому, что затраты на очередное рекламное мероприятие правомерны в точки зрения НК РФ. Однако, ошибки и последующие претензии со стороны налоговых инспекторов начинаются в тот момент, когда бухгалтерия компании делает неправильные разграничения, например, между закупкой рекламных листовок и затратами на производство рекламной вывести. Дело в том, что в статью расходов «затраты на рекламу» можно только относить суммы, регламентированные пунктами 2,3,4 статьи 4 главы 264 НК РФ, а также подпункте 28 пункта 1 статьи 4 264 НК РФ. К ним, в частности, относятся:

  1. Световая или наружная реклама (в том числе и вывески);

  2. Рекламные мероприятия, осуществляемые через СМИ;

  3. Затраты на участие в выставках (плюс здесь же изготовление выставочных стендов);

  4. Оформление витрин и шоу-румов;

  5. Изготовление брошюр и каталогов, содержащих информацию о компании, работах и услугах.

Как мы видим, Налоговый Кодекс достаточно демократичен в данном вопросе и регламентирует широкий список вариаций на рекламную тему. Однако, из него выпадает упомянутая нами раздача флайеров, в частности, их распространение по почтовым ящикам. Если обратиться к определению термина «реклама», то есть смысл вновь поразмыслить над тем самым «неопределенном круге лиц», о котором мы писали выше. Применительно к листовкам, которые регулярно можно обнаружить среди нашей корреспонденции, не действуют правила, описанные в главе 264 НК РФ. Дело в том, что сам факт рассылки листовок по почтовым ящикам является чем-то в роде «адресного» предложения, но никак не рекламой направленной на неопределенный круг лиц. Фактически, опуская листовку в почтовый ящик, представитель компании делает персональное предложение жильцу(ам) этой квартиры и лично оповещает их о предлагаемых работах или услугах. С таким убеждением сложно не согласиться. В частности, оно всецело подтверждается в письме УФНС по городу Москве от 16 марта 2005 года № 20 08/16391 «О расходах на рекламу». Исходя из текста документа, расходы, связанные с безвозмездной передачей материалов рекламного характера, логичнее относить к прочим, но никак не к рекламным расходам. Также эту позиция прослеживается в Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2005 года № А05 16465/04 10.

Какие еще маркетинговые кампании нельзя учитывать в расходах на рекламу?

Не так давно в одном из тематических журналов была опубликована статья, в которой приводилась занимательная статистика. Согласно ей, 20-25% посетителей бесплатных семинаров, вебинаров и прочих мероприятий схожего характера в конечном итоге становились клиентами этой кампании и покупали их продукцию или оплачивали их услуги. Данный факт позволил вспомнить то, многие крупные фирмы, располагающие соответствующими ресурсами, проводят различного рода мероприятия на безвозмездной для потенциальных клиентов основе с целью привлечь их внимание к тому, чем они занимаются. Фактически, мы сейчас тоже говорим об очередной разновидности рекламы, на которую выделяется некоторый бюджет. А он, в свою очередь, в обязательном порядке должен быть учтен. Более того, семинар тоже необходимо «разрекламировать» и здесь уж все средства хороши. Давайте посмотрим, как это будет выглядеть на практике:

  1. Если о семинаре оповещали «неопределенный круг лиц» через СМИ, в том числе путем размещения платных объявлений в интернете, то эти затраты можно отнести к прочим расходам;

  2. Затраты на сам семинар также рекомендуется отнести к прочим расходам, но отражение гонорара лектора за его труд будет зависеть от нескольких факторов. В том случае, если он является сотрудником компании-организатора семинара, то его заработная плата при расчете налога на прибыль учитывается в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Если же сотрудником он не является, то плата за его труд будет также отнесена к прочим расходам, как и во всех остальных случаях.

Данное мнение разделяют в ФАС Московского округа, однако, у ФНС есть несколько иное мнение на этот счет. Так, в ведомстве считают, что проведение семинара, целью которого является заведомо ознакомительный и рекламный характер, следует относить к затратам на рекламу. В общем, ситуация крайне неоднозначная. Со своей стороны рекомендуем все же придерживаться мнения ФНС, т.к. именно с этим органом компании взаимодействуют на регулярной основе, чего нельзя сказать о Федеральной антимонопольной службе.

Еще несколько интересных моментов

Когда мы с Вами говорим о безвозмездной передаче каталогов, журналов, брошюр и прочего «раздаточного» материала, мы не можем не затронуть вопрос НДС. Да, на сегодняшний день много компаний работают на «упрощенке» ввиду чего, потребность в данной теме не должна испытываться остро. В то же время, именно компании на ОСНО, как правило, прибегают к масштабным рекламным мероприятиям. Соответственно, при «бесплатной» передаче рекламного материала третьим лицам, затраты на их производство облагаются НДС (хоть и компания не получает с этого прямой финансовой выгоды). Также необходимо понимать, что при УСН расходы на рекламу учитываются при расчете налога на прибыль. На первый взгляд кажется, что данные правила очень просты в понимании. Практика показывает, что нередки случаи, когда в зависимости от региона подразделения ИФНС по-разному трактуют свои же пояснительные письма. В этом случае рекомендуем ссылаться на их Центральное управление.

В итоге

По факту вышеизложенных сведений мы приходим к следующим выводам:

  1. Затраты на рекламу регламентируются Главой 264 НК РФ, в особенности статьей 4, где подробно описано, какие виды рекламы можно к таковой относить;

  2. Некоторые ресурсы, которые направляются на рекламную деятельность вернее относить к прочим расходам, к примеру, затраты на изготовление флайеров, которые в последствии будут направлены по адресам в почтовые ящики;

  3. Понятие «неопределенный круг лиц» является формообразующим в момент отражения потраченных на рекламу сумм;

  4. В зависимости от характера рекламной кампании, ее можно отнести или к прочим расходам, или к затратам на рекламу.

Напоминаем нашим дорогим читателям, пользователям услуги «программа 1С онлайн», что корректное отображение описываемых нами расходов, к сожалению, не может обезопасить налогоплательщиков от разногласий с ФНС. Дело в том, что мнение Фискального органа может существенно разниться от пояснений ФАС как мы в этом смогли убедиться. В любом случае, лучше ориентироваться именно на мнение Налоговой, т.к. в этом случае всегда можно будет сослаться на их же ведомство в ходе очередной выездной или камеральной проверки.

Желаем нашим коллегам удачи и успехов!