Как производить бухучёт некоммерческих организаций с минимальным вложением

Читать в полной версии

У некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих, есть свои особенности бухучёта, ведь обычно они ничего не продают. Из-за этого можно неправильно учесть финансы и запутаться на этапе формирования отчётности. Как же наладить правильный учёт расходов и доходов в некоммерческих организациях (НКО), но при этом не растратить весь бюджет? Расскажем в статье.

Бухучёт в некоммерческих организациях

Некоммерческие организации делятся на:

  • Учреждения, которые занимаются только своей уставной деятельностью в научной, образовательной, социальной и других сферах. Такие организации ничего не производят и не продают.
  • Компании, которые помимо основной деятельности занимаются ещё и коммерческой. Выручку от продажи произведённых товаров они направляют на осуществление основной деятельности.
В первом случае доходы НКО или её целевое финансирование — это взносы, благотворительные пожертвования, гранты, государственная поддержка. Расходами же считаются административные выплаты и средства, которые уходят на основную деятельность.
Так, школа получает финансирование от государства и выплачивает заработную плату учителям, закупает продукты для школьных обедов или парты для классных комнат.
Если же некоммерческая организация занимается и предпринимательской деятельностью, то доходы и расходы учитываются так же, как и у компании, которая продаёт товары.
Сложность бухучёта некоммерческих учреждений в том, что по требованию ФНС учёт коммерческой деятельности проводится отдельно от уставной, и отчётность по ней тоже сдаётся отдельно.
Образовательные некоммерческие учреждения также могут учитывать:
  • оказываемые образовательные услуги, плату за них;
  • плату за общежитие;
  • расходы на содержание и обучение детей;
  • оплату питания и продуктов.

Как вести бухучёт в НКО и экономить бюджет

Вести бухучёт в НКО удобнее и выгоднее в 1С: Бухгалтерия НКО Фреш, которая позволяет работать с привычной 1С: Бухгалтерия НКО, но удалённо. Бухгалтеры будут вести учёт там, где и привыкли, а руководители организации будут тратить меньше средств, чем при покупке локальной версии 1С.
При использовании такого решения информация в базе надёжно хранится на удалённом сервере, который не подвержен взломам и сетевым атакам. В программе можно работать с компьютера даже небольшой мощности, нужен только доступ к интернету. А зайти в базу, исправить ошибку или сформировать нужный отчёт можно в любое время из дома, офиса или в командировке.
При этом в программе доступны все нужные функции для бухучёта в НКО:

  • Раздельный учёт. Программа позволяет вести учёт по разным видам деятельности раздельно и формировать отчёты для контролирующих органов.
  • Подсчёт основных и целевых средств. В удалённом решении можно вести учёт членских взносов, грантов, государственного финансирования и формировать справки-расчёты.
  • Возможности для образовательных организаций. Университеты могут учитывать свои услуги, плату за обучение и общежитие. Другие учреждения могут вести учёт питания детей и платы за их содержание. Также доступны расчёт прихода и расхода продуктов, загрузка отчётов, табелей, ведомостей и учёт родительской оплаты.
  • Проектные сметы. Если НКО хочет получить грант, смету для грантодателя можно создавать и редактировать в программе.
  • Подготовка отчётов. В программе можно формировать обязательную для НКО отчётность: отчёт о целевом использовании средств, бухгалтерский баланс. Или подготовить отчётность о финансовых результатах, если компания также продаёт товары.
Используя 1С: Бухгалтерия НКО Фреш, некоммерческая организация сможет автоматизировать процессы, облегчит работу бухгалтеров и снизит риск ошибок при составлении отчётов.