Как получить бесплатную КЭП по новым правилам

Тех, кто пользуется электронной подписью, ждут две важные даты - 1 июля 2021 года и 1 января 2022. Что произойдет, что изменится и что нужно сделать, чтобы не остаться без подписи - объясним в этом материале.

КЭП, квалифицированная электронная подпись - цифровой аналог ручной росписи, заверяющий множество документов для взаимодействия с государственными структурами и порталами (Росреестром, Таможенным союзом, Росаккредитацией, “Госуслугами” и другими), применяемая на торгах и для электронного документооборота.

Что поменяется?

С 1 января 2022 года функция выдачи электронных подписей для юрлиц, нотариусов и индивидуальных предпринимателей снимается с коммерческих удостоверяющих центров. Эти полномочия отныне возлагаются на Федеральную налоговую службу. Преимущество реорганизации - выдача КЭП станет бесплатной. Минусы - как и при любых масштабных изменениях, у держателей подписей возникает множество вопросов.

На самом деле все просто.

1 января 2022 года аннулируются электронными подписи, выданные коммерческими удостоверяющими центрами. Также действие КЭП может закончиться раньше - если УЦ, который выдал подпись, не пройдет аккредитацию 1 июля 2021 года. Уточнить, аккредитовали ли ваш УЦ, можно в специальном разделе сайта Минцифры РФ. По поводу того, нужно ли обновлять электронную подпись со сроком действия дольше 01.01.2022, полученной в УЦ, который пройдет аккредитацию в июле, пока нет точной информации.

Где теперь будут получать электронные подписи?

С 1 июля 2021 года квалифицированные электронные подписи будут выдаваться Удостоверяющим центром ФНС России бесплатно. Эта схема в тестовом режиме уже запущена в ряде российских регионов. Также с первого июля КЭП можно получить у доверенных лиц ФНС - в аккредитованных по новому законодательству УЦ. Эти правила выдачи подписи действуют для руководителей и индивидуальных предпринимателей. Для полуения потребуется заявление, паспорт и СНИЛС.

Физические лица (уполномоченные, сотрудники организаций и ИП) смогут получить электронную подпись в аккредитованных УЦ. Она будет действовать только вкупе с новой доверенностью - так называемой доверенностью в машиночитаемом виде. Пока эта система находится в разработке и будет отлажена в течение этого года.

Итог

Итак, уточним основные вопросы:

01.
Что сейчас нужно сделать с электронной подписью?

Пока ничего. При истечении срока действия, а также перед первым января 2022 года обновите ее в аккредитованном УЦ из перечня на сайте Минцифры. Если она получена в коммерческом УЦ, который после 1 июля не пройдет аккредитацию, она прекратит действие 1 января 2022 года.

02.
Кто получит бесплатные электронные подписи?

Теперь их будут получать все без исключения.

Как вы относитесь к изменениям? Какие моменты непонятны в переходе на новую систему?