Как компании обходят импортозамещение и чем это грозит отечественному производству?

Читать в полной версии

Впервые о необходимости обеспечить потребителей отечественной продукцией взамен импортных товаров заговорили в 1998 году, когда страна переживала один из тяжелейших экономических и социальных кризисов в своей истории, не считая событий 1917 года. 

Тогда неожиданный для многих обывателей дефолт рубля стал, на удивление, мощным катализатором экономического роста – везти в Россию свои продукты зарубежные производители не решались, а спрос на внутренние товары резко возрос. То, что происходило тогда, нужно было пережить и многие из нас еще помнят те времена, когда с банкнот «убрали нули», когда сменился президент, и когда страна уверенными темпами стала укрепляться как изнутри, так и снаружи.

То, что сейчас рассказывают по телевидению об импортозамещении – это «слабая» пародия на то, что происходило в начале 00-ых. 

Идея-то сама по себе хорошая – не зависеть от импорта, а развивать собственное производство, становиться экспортером в тех областях, которые традиционно не были присущи нашей стране или же восстанавливать утраченные торговые связи. Звучит красиво, но на деле работает, скажем так, «не фонтан». 

  • Почему, спрашивается? Да, очень просто – уж больно много в этом процессе присутствует незаинтересованных лиц, коими отчасти являемся мы с вами – чего греха таить.

Мы хотим поделиться своим взглядом на происходящие события в этом вопросе на примере одной показательной истории, точнее, схемы работы, которую организовала одна торгующая организация из Питера. То, чем она занимается – лакмусовая бумажка проблем, накопившихся в отечественной экономике.


В чем суть?

Выбор в качестве примера компании из Санкт-Петербурга совершенно не случаен, т.к. автор этой статьи хорошо знаком с ее руководством и той схемой работы, которая позволяет делать прибыль этой фирме, невзирая на официальный приоритет со стороны местных властей по отношению к продукции отечественного производства. 

Так, данная организация является официальным дилером одного из немецких производителей водозапорной арматуры, которая применима при строительстве водопроводных городских сетей. География ее работы – это вся территория страны, т.к. она (фирма) обладает эксклюзивными правами на поставки продукции у нас на Родине.

Понятное дело, что водяная задвижка диаметром 300-500 мм – это «не игрушка» и что «просто так» продать ее куда-нибудь практически не возможно. С учетом специфики этого бизнеса, любая закупка производится на основе торгов. 

Скажем, если в тендере участвует компания, являющаяся производителем аналогической продукции в России, то, согласно 223 и 44- ФЗ ей должно быть отдано преимущество, даже если цена будет выше той, что запрашивают «иностранцы». Получается, что импортозамещение здесь работает? Нисколько, дамы и господа. Для этого есть несколько причин:

  1. Далеко не всегда отечественный производитель может предложить оборудование достойного качества или соответствующей ТЗ комплектации;

  2. Многие инженеры знают, что лишний раз связываться с оборудованием российского производства – это то же самое, что и доставать кота из мешка. Никто доподлинно не сможет сказать, как долго оно проработает. Следовательно, конечные закупщики мало думают о пользе приобретение «родного» оборудования, отдавая предпочтение хорошо известному зарубежному бренду;

  3. «Иностранное», на первый взгляд, оборудование может таким на деле не оказаться.

Что касается третьего пункта, то здесь все самое интересное.

Как обходят закон?

Одного лишь предпочтения заказчика может оказаться мало, нужны ведь еще документы, которые в случае чего смогут обезопасить его от проблем с проверяющими органами. Наша питерская организация, естественно, это предусмотрела. Как-то на одном из разговоров удалось услышать следующее:

- А как же импортозамещение? Без сертификата о производстве на территории России вряд ли получится организовать поставки…

«Ничего страшного, мы все прекрасно понимаем. Во-первых, сами проектные институты заинтересованы в том, чтобы «закладывать» наших «немцев» в проекты. Во-вторых, у них с этим оборудованием проблем точно не будет. А в-третьих, ты знаешь, как оно из ЕС везется в Россию»?

- Не знаю. А как?

«Очень просто. В Германии все арматуру «отливают», изготавливают комплектующие, а потом в разобранном виде везут к нам в Новосибирск (город изменен – авт.)».

- И что потом?

«А потом просто собирают. Как говорится, делают «отверточную сборку». На нее изготавливается сертификат, что мол, эта задвижка произведена в России. Все, тендеры наши!»

- И проверяющие органы это устраивает?

«А почему нет? Все по закону, без сучка и задоринки»…

Сказать, что от этого проигрывают конечные потребители воды, то бишь, жильцы многоквартирных домов, ради которых реконструируются водопроводы, нельзя. Они как и получали, так и будут получать чистую питьевую воду в свои квартиры. Однако это суждение не справедливо для отечественной экономики, промышленности, которая не в силах выдерживать конкуренции с теми же «немцами». Самое плохое то, что мы сами отчасти им в этом помогаем, к сожалению.


Так почему говядина из Аргентины?

Возможно, это кого-то удивит, но зачастую мы готовим гуляши и делаем отбивные из мяса, которое произведено не у нас в стране. Более того, его везут с таких мест, о которых сложно было бы даже подумать. Спрашивается, почему?

На изображении выше, взятом из одного официального источника, можно сделать вывод, что Россия активно наращивает производство и развивает «несырьевой» экспорт. Например, наша страна активно сотрудничает с Аргентиной и везет туда мясо и птицу… Это так может показаться на первый взгляд. 

На деле все наоборот – именно Аргентина, является одним из крупнейших поставщиков той же говядины в РФ. Сложно себе это представить, но это действительно так. На полках сетевых гипермаркетов можно встретить турецкие помидоры, африканский виноград, иранский сыр, и марокканские мандарины. Неужели это все мы не можем производить сами? Кажется, Дмитрий Анатольевич еще во времена первой «санкционной волны» именно об этом и говорил…

Ладно, если идет речь о бананах – их мы вряд ли сможем выращивать (если вообще это возможно), но помидоры, мясо, виноград… Становится дико от того, когда понимаешь, что самая большая страна в мире, где непаханых земель так много, что там можно было бы посетить половину населения Европы… 

  • Что ВСЕ ЭТО сейчас пустует. Не возделывается. Оно не приносит прибыль, зато валюту мы тратим на говядину с другого конца Света… Где же ты, импортозамещение?

Одно дело, когда мы говорим в сложной технической продукции, для производства которой требуются десятилетия наработок, отлаженная производственная база, специалисты грамотные, в конце концов. Это большой позор, как нам кажется.

Уверены, что не одни мы возмущаемся текущим положением дел, однако одного возмущения здесь недостаточно. Важно понимать, есть ли заинтересованные лица в том, чтобы текущее положение дел сохранялось? Не будем называть имен, скажем просто, что такие люди имеются. Кому-то очень выгодно, возможно, за бесценок закупать сырье издалека, а здесь на Родине производить глазированные сырки, которые потом демонстрировать в качестве продукта собственного производства. Обратите внимание на полки в магазинах. 

Что вы думаете, шоколад «Россия» наш? Никак нет, дорогие друзья. Этим брендом владеет швейцарская компания Nestle. Не верите? Купите одну плитку и почитайте на обороте. Когда понимаешь это, их слоган «Россия – щедрая душа» звучит не более, чем издевкой. Для понимания полной картины происходящего, посмотрите на изображении ниже:


Большое спасибо нашим коллегам из прессы – рассказали все, как есть…

И вот хороший вопрос: «Что нам с этим делать»? Покупая «отечественное», мы можем столкнуться с тем, что на самом деле поддерживаем иностранцев. Получается, что нужно создавать новые бренды или же «выкупать» старые? Ну, наверное, да… Только вот кто будет этим заниматься? Посмотрите региональные новости, чиновники и бизнес заняты совсем другими делами и беспокоят их совсем другие вопросы.

В ближайшее время от этого никуда не деться. Покупая «российское», мы будем фактически покупать «зарубежное». Одно можно сказать с уверенностью – доступ к сервису 1С онлайн – это действительно отечественная разработка. Интуитивно понятный, легкий в использовании и, самое главное, недорогой доступ позволят не только сэкономить денег на программе, но и решать производственные задачи без хлопот. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 14 дней и оцените все его преимущества!

Все дело в региональном производстве!

На самом деле, данная проблема уже поднималась и не один раз. У представителей власти спрашивали, как так получилось и как этот вопрос решать. Тогда чиновники говорили, мол, переживать нечего. Да, были «лихие 90-е», непорядочные, «непатриотичные» предприниматели продали большую часть производства заграничным инвесторам, но все же само производство так и осталось в стране. Это ведь рабочие места… Более того, везти мясо из за рубежа, по их подсчетам, гораздо выгоднее, чем растить быков в России…

Что уж там говорить.

Благодарим за внимание.