Формирование сметы: на что обратить внимание

Читать в полной версии

Составление сметы — гарант выполнения всех работ в заданный срок и за оговоренную сумму либо возмещения неустойки и лишних расходов через суд. Без правильно оформленной и согласованной с исполнителем сметы в суд обращаться бесполезно. Расскажем, как грамотно составить смету, чтобы она максимально соответствовала реальным расходам и срокам работ.

Виды смет

Смета — финансовый документ для планирования бюджета перед началом строительных, монтажных, реставрационных или ремонтных работ.

Сметы условно можно разделить на несколько видов:

  1. Локальная — отражающая только часть от общего объема работ. Например, строительство одного из зданий комплекса или ремонт в одном офисе при работах на всем этаже. Данная смета нужна в качестве промежуточного этапа, если окончательный объем работ и его стоимость сложно определить.

  1. Объектная — объединяющая несколько локальных смет, относящихся к одному объекту. Учитываются косвенные затраты.

  2. Сводный сметный расчет — целый пакет документов, включающий в себя расчеты по всем объектным сметам и дополнительным расходам. Нужен для окончательного расчета суммы и срока завершения большого проекта.

  3. Предварительная — применяется на начальной стадии проектирования, когда еще не выбраны материалы и оборудование.

  4. Рабочая — содержит подробные сведения о расходах на все виды работ. Она применяется чаще остальных, далее в статье будет говориться именно о ней.

Также сметы разделяются по виду выполняемых работ:

  • Ремонтные работы конкретного помещения, квартиры, офиса или целого здания.

  • Монтаж различных конструкций.

  • Строительство любого масштаба.

  • Запуск проекта, обычно включающий работы под ключ.

Для чего нужна смета

Наличие сметы позволяет:

  • Зафиксировать стоимость и объем выполняемых исполнителем работ. Это защищает обе стороны от претензий. Так, заказчик не сможет без дополнительного соглашения попросить использовать более дорогие или дешевые материалы. Это убирает будущие вопросы: «Куда ушло столько денег?» и «А почему что-то отвалилось, треснуло или шатается?». А исполнитель не сможет необоснованно повысить стоимость выполненных услуг и приписать дополнительные.

  • Соотнести гарантийный срок на работы со стоимостью предоставленных материалов. Например, если исполнитель применяет качественные материалы и предоставляет гарантию 5-10 лет, то он должен выбирать соответствующих поставщиков и производителей. Заказчик не сможет закупить все самое дешевое и ожидать прежнюю гарантию.

  • Оценить затраты на все материалы, услуги и аренду оборудования, позволяя заказчику не тратить лишние деньги. Например, вычисляется точная площадь работ, закладывается небольшой запас, и после этого можно понять, сколько упаковок материала нужно. 

  • Одной из сторон обратиться в суд в случае нарушения сроков оплат, некачественного выполнения работ или иных пунктов сметы. При вынесении решения суд будет опираться на содержание сметы.

  • Контролировать порядок и сроки выполнения работ. Это позволяет вовремя заказывать доставку строительных материалов и услуги вывоза мусора (который нельзя выкидывать как бытовой мусор), чтобы работа не простаивала. Кроме того, заказчик понимает, что все идет по плану и нет форс-мажоров, а значит, свой объект он получит в оговоренный срок.

Содержание сметы и как она выглядит

В состав большинства смет входят таблицы и дополнительное описание, обычно содержащие:

  1. Вводную часть с указанием названия проекта, его адреса, заказчика, исполнителя, подробного списка выполняемых работ, обычно идущих в хронологическом порядке. Есть даты начала проекта и сдачи объекта.

  2. Разделы с описанием расходов на материалы, применяемое оборудование и сами работы.

  3. Сводную таблицу с указанием общей стоимости работ, включая закупку материалов, аренду оборудования, зарплаты рабочим.

  4. Пояснительную записку с уточнением деталей проведенных расчетов.

На стоимость работ также влияют различные факторы, которые закладываются в виде коэффициентов, указываемых в смете:

  • Коэффициент сложности — учитывает сложность и объем выполняемых работ. Например, количество этажей здания, наличие технических коммуникаций и прочие факторы, повышающие сложность строительства.

  • Коэффициент региональной разницы — учитывает разницу в стоимости расходных материалов и оплаты труда в разных регионах.

  • Коэффициент инфляции — учитывает колебания цен на строительные и отделочные материалы и оплату труда. Например, при высоком спросе на определенные работы их стоимость может внепланово увеличиться.

  • Коэффициент риска — учитывает различные риски при выполнении работ. К ним относятся, например, сложные погодные условия, приводящее к задержкам поставок материалов.

  • Коэффициент изменения объема работ — учитывает возможное увеличение объема работ, возникающее уже в процессе реализации проекта. Например, при ремонте обнаружились прогнившие перекрытия или требуется замена влагоизоляции у кровли здания. 

С учетом данных коэффициентов рассчитываются цены на материалы, стоимость работ и время их выполнения.

Как составить смету в соответствии с законом

Смета — финансовый документ для планирования бюджета перед началом строительных, монтажных, реставрационных, ремонтных работ.

Учитывает все статьи расходов, отражает затраты на выполнение проекта и помогает не допустить значительного перерасхода средств. Для расчетов обычно используется ресурсный или базисно-индексный метод. В первом случае учитывается конкретная стоимость работ, материалов и прочего, во втором — усредненные значения по рыночной стоимости. Ресурсный метод подразумевает высокую точность расчетов, а базисно-индексный — экономию времени и усилий на составление.

При составлении необходимо соблюдать несколько видов сметных норм:

  • государственных,

  • федеральных,

  • отраслевых,

  • территориальных,

  • корпоративных.

Учитываются следующие затраты:

  • на оплату труда работников,

  • оборудование,

  • инструменты,

  • материалы,

  • использование машин,

  • энергообеспечение работ.

Законность смет определяют по общепринятым правилам. В документах должны сходиться:
  • даты,
  • наименования и реквизиты контрагентов,
  • показатели и расчеты.

В сметах прописывают плановые и фактические расходы, налоги и сборы.

Обязательно прилагаются первичные документы, подтверждающие получение и расходование средств, акты приемки и сдачи работ по каждому этапу строительства.

Законными должны быть все заключенные с подрядчиками договоры. Все компании и индивидуальные предприниматели, которые будут задействованы в предусмотренных сметой работах, обязательно должны иметь лицензию на свою деятельность.

Трудности формирования сметной документации

Составление сметы — процесс сложный, и любая организация стремится его облегчить. Формирование документации затрудняет много факторов:

  • В процессе участвует много людей и компаний, чьи действия нужно согласовать. 

  • Влияние внешних обстоятельств на проведение строительных работ и их стоимость. Например, резкие изменения погоды, санкции на поставку материалов, инструментов и оборудования.

  • Большой объем специализированных расчетов: от оплаты основных работ до различных дополнительных расходов.

  • Для повышения точности расчетов нужен не только план БТИ, но и обмерный план. Поскольку у стен, ниш, дверей и окон есть свои размеры, а у стен еще и площадь.

Продукт 1С для упрощения подготовки смет

Из-за сложности расчетов владельцы бизнеса стремятся применять современные методы для автоматизации разработки строительной сметной документации. В специализированной программе 1С:Смета  предусмотрены все необходимые функцииИз-за сложности расчетов владельцы бизнеса стремятся применять современные методы для автоматизации разработки строительной сметной документации. В специализированной программе от 1С предусмотрены все необходимые функции.

  • Автоматический расчет локальных, объектных и сводных смет по заданным нормативам ресурсным и базисно-индексным методом.

  • Формирование списков расценок и возможность их применения в качестве шаблонов в дальнейшем.

  • Справочники базисных и фактических цен.

  • Учет выполненных работ с формированием сопутствующей документации.

  • Автоматическая экспертиза с формированием отчетности по показателям. 

Автоматизация строительной сметы предоставляет множество преимуществ предпринимателям:

  • не требуется нанимать специалиста для составления,
  • в программе 1С могут работать пользователи без опыта,
  • решение экономит время благодаря автоматическим расчетам, импорту и экспорту файлов, возможности массовой обработки документов, контролю над расхождениями и ошибками,
  • в решении реализованы централизованное хранение информации и надежная защита данных,
  • оказывается профессиональная техническая и консультативная поддержка.

Ответы на популярные вопросы

Можно ли обойтись без сметы?
Можно, но тогда существует риск, что исполнитель может нарушить сроки или снизить качество выполняемых работ.

Как мне оформить смету?
Обязательных требований по ее оформлению нет, каждый заказчик работ может оформить смету как ему удобно. Главное, чтобы в ней отражались все сроки и порядок работ, полный перечень материалов с количеством и ценами.

Что делать в случае грубого нарушения сметы?
При наличии сметы, подписанной обеими сторонами, можно обратиться в суд.

Чем обмерный план отличается от плана БТИ и зачем он нужен?
Обмерный план более точный, на нем будут все размеры, что позволит максимально подробно составить смету. Например, точные размеры стен могут не совпадать с данными плана БТИ. И в обычных планах редко встречается площадь стен с вычетом окон и дверей и прочие нюансы. Также будут указаны точные размеры всех ниш, дверей и окон. Если планируется установка крупногабаритной мебели или оборудования, то рекомендуется заказать именно обмерный план. План БТИ позволяет сэкономить на замерах при составлении предварительной сметы, применяемой на начальной стадии проектирования.

Что делать, если нужна смета на строительство с нуля?
В этом случае рекомендуется сделать компьютерную 3D-модель, а перед чистовыми работами уже обмерный план. Трехмерная модель позволит заменить первый обмерный план при условии отсутствия отклонений и сэкономить на стройматериалах, не покупая лишнее. Обмерный план поможет рассчитать точные габариты помещений, поскольку после черновой отделки толщина стен обычно увеличивается на 1-2 сантиметра, а если стены из гипсокартона, то на 5-10 см. Плитка на полу и навесные потолки уменьшают высоту помещения до 10-15 см и больше. По обмерному плану можно составить компьютерную 3D-модель уже для внутренней планировки.