Формирование сметы: на что обратить внимание

Составление сметы — один из важнейших этапов работы в строительной деятельности. Правильность сметных расчетов гарантирует, что будет соблюдена сумма запланированных расходов на строительство, и проект в результате не выйдет намного дороже, чем рассчитывалось. Расскажем, как составить идеальную смету.

Как составить смету в соответствии с законом

Смета — финансовый документ для планирования бюджета перед началом строительных, монтажных, реставрационных, ремонтных работ.

Учитывает все статьи расходов, отражает затраты на выполнение проекта и помогает не допустить значительного перерасхода средств. Для расчетов обычно используется ресурсный или базисно-индексный метод. В первом случае учитывается конкретная стоимость работ, материалов и прочего, во втором — усредненные значения по рыночной стоимости. Ресурсный метод подразумевает высокую точность расчетов, а базисно-индексный — экономию времени и усилий на составление.

При составлении необходимо соблюдать несколько видов сметных норм:

  • государственных,

  • федеральных,

  • отраслевых,

  • территориальных,

  • корпоративных.

Учитываются следующие затраты:

  • на оплату труда работников,

  • оборудование,

  • инструменты,

  • материалы,

  • использование машин,

  • энергообеспечение работ.

Законность смет определяют по общепринятым правилам. В документах должны сходиться:
  • даты,
  • наименования и реквизиты контрагентов,
  • показатели и расчеты.

В сметах прописывают плановые и фактические расходы, налоги и сборы.

Обязательно прилагаются первичные документы, подтверждающие получение и расходование средств, акты приемки и сдачи работ по каждому этапу строительства.

Законными должны быть все заключенные с подрядчиками договоры. Все компании и индивидуальные предприниматели, которые будут задействованы в предусмотренных сметой работах, обязательно должны иметь лицензию на свою деятельность.

Трудности формирования сметной документации

Составление сметы — процесс сложный, и любая организация стремится его облегчить. Формирование документации затрудняет много факторов.

  • В процессе участвует много людей и компаний, действия которых необходимо согласовывать.

  • На течение строительных работ и их стоимость влияют внешние обстоятельства, которые также нужно учесть, например, климатические.

  • Нужно выполнить большой объем специализированных расчетов: от оплаты основных работ по реализации проекта до дополнительных расходов.

Продукт 1С для упрощения подготовки смет

Из-за сложности расчетов владельцы бизнеса стремятся применять современные методы для автоматизации разработки строительной сметной документации. В специализированной программе от 1С предусмотрены все необходимые функции.

  • Автоматический расчет локальных, объектных и сводных смет по заданным нормативам ресурсным и базисно-индексным методом.

  • Формирование списков расценок и возможность их применения в качестве шаблонов в дальнейшем.

  • Справочники базисных и фактических цен.

  • Учет выполненных работ с формированием сопутствующей документации.

  • Автоматическая экспертиза с формированием отчетности по показателям. 

Автоматизация строительной сметы предоставляет множество преимуществ предпринимателям:

  • не требуется нанимать специалиста для составления,
  • в программе 1С могут работать пользователи без опыта,
  • решение экономит время благодаря автоматическим расчетам, импорту и экспорту файлов, возможности массовой обработки документов, контролю над расхождениями и ошибками,
  • в решении реализованы централизованное хранение информации и надежная защита данных,
  • оказывается профессиональная техническая и консультативная поддержка.