Экологический сбор: кто и сколько должен платить в 2018 году?

Читать в полной версии

Практически всем крупным предприятиям нашей страны, кто задействован в работе с перерабатываемой продукцией (продукты питания, органические вещества, пищевое сырье и т.д.) приходится сталкиваться с проблемой утилизации отходов. Это объясняется тем, что даже самая успешная компания, задействованная в работе с пищевым сырьем, имеет определенные издержки производства. Где-то продукцию не раскупили, где-то от негативного влияния климата произошла порча товаров на складе. Причин может быть огромное множество, тем более, если мы говорим о продуктах производства с ограниченным сроком годности.

Сегодня наша статья посвящена экологическому сбору, как одной из мер по решению данной проблемы. Многие компании привыкли к тому, что с помощью данного платежа можно освободить себя от необходимости самостоятельно заниматься утилизацией. В действительности так оно и есть. Давайте поговорим о правовых основах экологического сбора, обозначим перечень проблем, которые имеются в этой сфере, постараемся понять, почему предприятиям не выгодно самостоятельно избавляться от отходов, а также дадим несколько традиционных рекомендаций.


Что это такое

Экологический сбор – один из видов отчислений, которая выплачивает компания, неспособная или нежелающая самостоятельно утилизировать испорченную продукцию. По идее, каждая организация должна автономно избавляться от неликвидного товара, сжигать его на полигонах, использовать промышленное утилизационное оборудование и т.д. Однако не всем эта идея приходится по душе. Дело в том, что самостоятельная утилизация – это не только большие хлопоты, материальные затраты на транспортировку продукции, выплата вознаграждения тем, кто примет участие в этой затее, но также и не отрегулированная правовая база по данному вопросу.

Те компании, кто выплачивает экологический сбор, хорошо знакомы с этим небольшим перечнем правовых актов:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы);

  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка);

  • Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886.

Несмотря на то, что данные документы регулируют целый ряд вопросов, таких как нормативы утилизации, стоимость переработки различных видов отходов за одну тонну, сроки уплаты экологического сбора и т.д., не решается несколько наиболее важных вопросов:

  1. Каким образом организация может самостоятельно утилизировать отходы?

  2. Как именно это можно сделать?

  3. Нужны ли специальные разрешения или лицензии для самостоятельной утилизации?

Пару лет назад в Правительстве объясняли, что экологический сбор выполняет сразу две функции. Первая – это компенсировать расходы государства на уничтожение отходов производства. Вторая – склонить предприятия к тому, чтобы те сами занимались утилизацией. Но ведь получается так, что государство отчасти «наживается» на компаниях, когда не прорабатывает «нормативку» и при этом увеличивает из года в год ставки по взносу? Выглядит это очень странно.


По идее, переработка отходов производства должна выглядеть так. Не легче ли выплатить экологический сбор, когда затраты на переоборудование могут достигнуть десятков миллионов рублей?..

Еще немного «нормативки»

Наиболее подробно схему утилизации отходов, а также ее регламентов описывает Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ, где с 1 января 2018 года вступили в силу несколько изменений. Стоит отметить, что данные изменения не касаются большинства плательщиков экологического сбора, а лишь затрагивают регламент попадания некоторых видов продукции под него. И все же, материал описывает проблему достаточно точно. Выделим несколько ключевых моментов:

  1. Согласно пункту 3 статьи 24.5 вышеупомянутого закона, если утилизируется готовая продукция в упаковке, то экологический сбор взимается только за утилизацию этой упаковки;

  2. Согласно пункту 5 той же статьи, ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства;

  3. Пункт 10 вещает о том, что собранные средства государство перенаправляет компаниям, которые занимаются непосредственной утилизацией в виде субсидий;

  4. Количество субсидируемых средств на уничтожение отходов производства регламентируется принятыми региональными программами. Другими словами, чем больше в регионе есть предприятий, способных утилизировать мусор, тем больше денег им будет выделено Правительством (пункт 12);

  5. Сумма экологического сбора рассчитывается по формуле: ставка экологического сбора, умноженная на количество произведенного товара (или упаковки), умноженная на норматив утилизации.

То, сколько придется заплатить государству за утилизацию отходов, всецело зависит от их вида, а также от объемов утилизируемой продукции. А вот то, насколько легко и удобно будет рассчитывать это значение, зависит от наличия или отсутствия онлайн доступа к 1С у бухгалтера. Интуитивно понятный, привычный интерфейс программы позволяет на профессиональном уровне решать производственные задачи. Получить бесплатный доступ на 14 дней можно здесь!

Если представить себе итоговую сумму экологического сбора даже «среднего» предприятия, то сумма окажется впечатляющей. К примеру, фабрика АО «Промтекстиль» производит и поставляет на внутренний рынок одежду. Объем производства оценивается в 100 тонн готовой продукции в год. Рассчитывая значение экологического сбора, получится следующее:

11 791 (ставка за тонну) Х 100 (объем произведенной продукции) Х 15% (норматив переработки) = 176 865 рублей

Может, кому-то эта сумма может показаться несущественной, однако в условиях экономического кризиса, когда за своего клиента необходимо бороться, а все произведенные товары необходимо распродать, эти средства могут оказаться нелишними в работе.

Как уходят от уплаты сбора?

Понятное дело, что не каждому захочется платить столь внушительную сумму, тем более, если объемы производства компании исчисляются не одной, а сотнями тонн готовой продукции в год.

Недобросовестные предприниматели не придумали ничего лучше, как, по сути, перевозить мусор на приспособленные и не приспособленные для этого места. Для того, чтобы у проверяющих органов не возникло никаких лишних вопросов, «по бумагам» все проходит чисто. К примеру, организация, не желающая платить экологический сбор, договаривается с дружественной ей утилизационной компанией, платит некую сумму денег, не превышающую расходов на сбор, а сама отвозит мусор куда-нибудь с глаз долой. Сейчас, конечно, этого стало меньше, но в 90-е годы масштабы несанкционированного сброса мусора пагубно отразилось на экологии всей страны. Вспомнить хотя бы историю с Байкалом, когда прибрежные территории самого крупного в мире пресноводного озера были завалены токсичными отходами.

В то же время, нельзя путать экологический сбор с платой за негативное воздействие на окружающую среду – это отдельная статья расходов организации и по ней сейчас у нас в стране все более-менее регламентировано.

Вопросы читателей

В ходе работы над статьей, мы беседовали с рядом бухгалтеров, кто по долгу службы рассчитывает и выплачивает экологический сбор. От них нам поступило несколько вопросов, ответы на которые они хотели бы получить в рамках данной заметки. Приведем несколько из них:

  1. Существуют ли легальные способы ухода от уплаты экологического сбора?В том случае, если вид производимой продукции не предполагает плату за ее переработку (к ним относится некоторая группа продовольственных товаров), то можно.

  2. Есть ли реальная возможность сократить сумму взноса? Сумма взноса напрямую зависит от нормативов, ставки, а также объемов производства. Скрывать от государства действительные объемы производимой продукции – это незаконно. Следовательно, остается только их снижать, но, скорее всего, это будет экономически невыгодно.

  3. Какие предусмотрены штрафы за неуплату взноса?Согласно статье 8.5 КоАП РФ, штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000 – 6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000 – 80 000 рублей, а также на основании 19.7 статьи КоАП РФ для должностных лиц и ИП штраф составит 300 – 500 рублей, для ЮЛ – 3 000 – 5 000 рублей.

Очевидно, что экологический сбор – это пока неотъемлемая составляющая легального производства в нашей стране. Будем надеяться на то, что государство со временем предпримет ряд мер для того, чтобы компании действительно смогли заниматься утилизацией самостоятельно и не нести тех издержек, которые существуют сегодня.

Благодарим за внимание.