Добро пожаловать, электронные трудовые книжки или пока рано?

Читать в полной версии

Помнится, в середине апреля 2017 года топ менеджер ПАО СберБанк Герман Греф раскритиковал «бумажные» трудовые книжки, как таковые. В частности, он затронул ключевые аспекты вопроса: количество человеко-часов, затрачиваемое на заполнение этого важного документа в масштабах всей страны, об обязательном правиле заполнять их синими чернилами, о синих круглых печатях, о методах по восстановлению документа и т.д. Все эти процедуры, когда-то призванные внести в порядок жизнь трудящихся, сегодня кажутся настолько «отставшими от жизни», что и говорить не приходится.

Согласитесь, мы привыкли к тому, что трудовая книжка – это книжка в самом прямом смысле этого слова – с переплетом и страницами, разве может быть по-другому? Представляете, может. К Грефу можно относиться по-разному, но сегодня он попал в самую точку

Мы бы, пожалуй, обошли эту тему стороной – все-таки глава Сбербанка уже не является членом правительства и его слово – это, по большому счету, повод для красивого заголовка в газете и не более

Однако, наш брат научен опытом «внезапных» изменений с неминуемо следующими за ними штрафами за нарушение новых порядков, и поэтому к нам уже неоднократно поступали эти сакраментальные вопросы: Что делать со старыми книжками? Когда вводят новые? Электронный формат будет распространяться только на коммерческие организации или бюджетную сферу он тоже затронет? 

Есть ли какие-то разъяснения от Минтруда? А как это все теперь будет работать? Данный список в схожем духе можно продолжать еще долго, мысль одна – воду всколыхнули, а дальше-то что? Если, честно, то пока ничего. Живем по-старому, а что будет в будущем – увидим. Но обо все по порядку.

Их еще не существует

Формообразующая мысль нашей статьи сводится к тому, что электронных трудовых книжек на сегодняшний день пока не существует. Более того, никто понятия не имеет, как эта технология будет работать. До слов господина Грефа или уже после прозвучала краткая речь главы Министерства Труда Максима Топилина, который заявил, что его ведомство «примет к сведению» данную инициативу и его коллеги в скором времени займутся этим вопросом.

Как мы видим, Минтруд отреагировал на идею достаточно быстро, однако, сделал превентивный вывод о том, что сия мера преждевременна и государство на текущий момент времени не готово к тому, чтобы «защитить базу данных». И дураку будет вполне ясно после этих слов, что идея пока не предполагает ровным счетом никаких конкретных шагов для превращения ее в цель. 

Соответственно, многие сопряженные с этой темой вопросы отпадают сами собой. Раз уж их нет, то чего тогда переживать? Но, как говорится, готовь сани летом, а телегу – зимой.

Что не понравилось главе Сбербанка?

Еще раз хочется подчеркнуть то, что Герман Греф поднял злободневную проблему, не являющейся в нашем простом понимании как таковой. Ведь действительно, посчитайте примерно, какое количество людей в масштабах Российской Федерации занято тем, что вносит записи в трудовые книжки… Это тысячи людей, если не сотни тысяч. Спрашивается, разве нельзя их драгоценное время потратить на что-то более значимое, чем это?

Разумеется, можно, и выбор этого направления будет зависеть от решений каждого конкретного руководителя. Еще один момент с формальностями – ручка с синими чернилами и круглая синяя печать. Формализм, да и только. Так или иначе, данные вопросы по большому счету просты.

Но что остается делать работнику, который после увольнения, скажем, потерял трудовую книжку, а его трудовой стаж исчисляется многими годами в разных организациях, кои уже могут не существовать? Вот здесь дело посерьезнее будет. Ему придется ее восстанавливать, ездить по архивам, получать справки, искать «нужных людей» - в общем, заниматься всей той же «волокитой», что неразрывно связана с обращением в государственные структуры 

В теории создание электронной трудовой книжки позволит работнику ни в коей мере не беспокоиться за ее сохранность, т.к. она должна находиться в некой «базе данных». Ее ко всему прочему нельзя ни потерять, ни украсть, что существенно должно облегчить жизнь как ему самому, так и тем лицам, в чьих обязанностях находится их хранение.

Комичная картина. Представьте себе, что мы работаем на печатных машинках. Бьем пальцами по клавишам, меняем красящие ленты, таскаем их неуклюже из кабинета в кабинет. В это же время по всей стране у нас существует развитая компьютерная сеть с WI-FI, 5G, видео-конференциями, мобильными приложениями и прочими благами цивилизации. Мы ими повсеместно пользуемся, но почему-то упорно выполняем свою работу на печатных машинках. 

И ни один человек в стране не поступает иначе. И нам в голову не приходит, что можно и нужно как-то по другому. Примерно также обстоят дела с трудовыми книжками. Зачем держать, простите, «картотеки», если есть серверы?

Помимо всего прочего, введение электронных трудовых книжек должно обезопасить работодателей от ложных записей о стаже. Нередки случаи, когда недобросовестные работники, скажем так, «утрачивали» свой документ, когда на предыдущем месте работы их увольняли «по статье». Мотив очевиден: не выглядеть в глазах работодателя в нежелательном свете, особенно, если статья будет указана серьезная – связанная с кражей, подлогом и т.д. 

Исходя из того суждения, что работник не будет соприкасаться напрямую со сведениями в этом электронном документе, то он и не сможет, соответственно, на него повлиять. В принципе, это тоже верно. А вы знаете, что трудовые книжки в том виде, какими мы их знаем, появились в СССР еще в 30-х годах прошлого века? Совсем скоро мы сможем отметить их 80-летний юбилей. Главное, чтобы не пришлось отмечать и 100 лет их существования…

Финансовая сторона вопроса

Как известно, трудовые книжки и дополнительные бланки к ним печатает одна единственная формация на всю страну – объединение типографских предприятий ГОСЗНАК Министерства Финансов Российской Федерации. Это значит, что любой документ, сделанный вне ведения Минфина, является фальшивкой, за использование которого предполагается существенный штраф, предусмотренный действующим законодательством. Государство на протяжении многих десятков лет, еще со времен СССР, направляет солидные суммы денежных средств на то, чтобы обеспечить население в полной мере данным документом. 

К сожалению, нам нигде не встретилась статистика ежедневного трудоустройства на работу новых сотрудников, чей трудовой стаж только «открывается». А было бы очень интересно узнать, сколько книжек каждый день закупают российские компании. По закону (статья 66 ТК РФ) работодатель обязан оформить в течение 5 дней со дня приема на работу трудовую книжку, если молодой сотрудник ранее не был нигде трудоустроен.  

Ее стоимость в зависимости от региона колеблется в районе 100-400 рублей за штуку. Вот и умножьте эти числа на любое количество «новобранцев», которое посчитаете нужным. Сумма выйдет солидная в любом случае. С введением электронных документов эти затраты априори должны нивелироваться, однако, электронную базу также потребуется обслуживать и это тоже нужны деньги.  

Посчитать навскидку, какой из двух вариантов наиболее выгоден невозможно, т.к. нам пока еще никто не сообщил, что этот «электронный формат» будет из себя представлять. Быть может, нам вообще предложат вместо «бумаги» некую пластиковую карточку наподобие тех, что действуют во многих странах Западной Европы.

К сведению

На сегодняшний день трудовые книжки действуют не только в России, но и в странах СНГ, а также Словении (надеемся, никого не пропустили). Подавляющее большинство государств в разные годы (кто-то и 50 лет назад) признали их пережитком прошлого, которое не нужно нести в новую жизнь. 

Нынешнее развитие технологий позволяет объединить всех трудящихся в единую базу данных с привязкой к ИНН и СНИЛС. Стоит отметить, что переход на электронный формат нигде не проходил безболезненно. К примеру, кризисный период длительностью в семь лет был в Аргентине и закончился только к началу 2000-ных годов. Тогда в социальные органы выстраивались многокилометровые очереди

В перспективе

Анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что штатный работник в в нашей стране не должен пострадать, если на высоком уровне не будет принято решение воплотить эти идеи в жизнь. Собственно, как работали люди последние 80 лет подряд – столько же и еще смогут. При этом при всем, идти в ногу со временем является первостепенной необходимостью государства, которое хочет оставаться «на уровне». 

Серьезные финансовые затраты на внедрение новой технологии должны окупиться со временем, когда потребности в крупных финансовых траншах в адрес ГОСЗНАКа отпадет как необходимость. Буквально в ближайшие дни появится электронные больничные, полисы ОМС приобретут по всей стране удобную «пластиковую» форму, об электронной отчетности и документообороте можно вообще ничего не говорить – и так ясно, что попытка внедрения себя оправдала. Так почему же не рискнуть с трудовыми книжками? 

Благо опыт других государств у нас на руках во всей своей широте имеется. Останется только внимательно приглядеться к нему и сделать верные выводы.

Желаем вам успехов и быть в курсе последних новостей по этой и другим важным темам!