Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты

Читать в полной версии

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации или же его главного бухгалтера. С августа 2016 года сотрудники налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации.

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить налоговую службу, чтобы задать несколько вопросов о сданной отчетности или получить объяснения по той или иной финансовой операции.

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить налоговую инспекцию или делегировать эту обязанность доверенному лицу: главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ).

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. Согласно ему отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности.

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает отделаться штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны – факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным. Однако инспекторы не приглашают к себе директора без веских на то причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос.

Допрос является обязательной процедурой при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений, на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор.

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данном случае – мера несущественная. Но отказ налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь.

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, так как при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию ФНС имеет больше шансов выиграть дело.

Все объясняется наличием свежих доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании.

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых номинальных директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы.

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему спускаются от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на беседу с инспекторами – далеко не лучший вариант.

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большой долей вероятности не сможет на них ответить, так как не располагает достоверными сведениями.

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы. Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит, это служит поводом усомниться в законопослушности организации.

Однако в российском законодательстве нет такого понятия, как номинальный директор, ввиду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли реальный руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет.

Какую цель преследует налоговая?

Если сотрудники службы намерены беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения о том, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и/или ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться, это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции.

Представьте себе, что ни вы, ни ваши партнеры не можете дать вразумительных ответов на поставленные вопросы, плюс по обе стороны от лица компаний вещают номинальные директора… Картина, достойная красивой рамки.

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму на чистую воду, сотрудники налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить реальны» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень.

  1. Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?
  2. Где находится компания, в которой вы являетесь руководителем?
  3. Кто является основными поставщиками и покупателями компании?
  4. Как и когда вы нашли ваших контрагентов?
  5. Какие меры предпринимаются в вашей компании для проверки контрагентов?
  6. Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?
  7. По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?
  8. Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?
  9. Кто в вашей компании составляет трудовые договоры?
  10. Что входит в ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить вашу организацию в преступной деятельности.

Можно взять на вооружение практику присутствия на налоговой проверке главного бухгалтера и юриста. В этом случае генеральный директор имеет право в ходе диалога согласовывать наиболее приемлемые формулировки ответов на поставленные вопросы.

При всем при этом инспекторы все же не теряют заинтересованности найти компрометирующие факты в вашей хозяйственной деятельности. Популярным методом получения нужных (неверных и взаимоисключающих) ответов на поставленные вопросы является метод запутывания. Проверяющие лица могут задавать по сути один и тот же вопрос множество раз в разных формулировках. В диалоге с номинальными директорами эта методика работает на ура, что неудивительно.

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, поэтому даже самые провальные переговоры не доводят ситуацию до трагичных событий. Однако сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя.

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно в первую очередь компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик.

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажки», однако, работая с вами, эти фирмы могут не получить вычеты по НДС, что уже ударит по карману и репутации. Более того, если налоговая служба сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить.

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, так как данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так, на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии».

Выводы

Собранный и проанализированный нами материал показывает то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить налоговую службу не решает проблему, так как инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации, – еще одна большая ошибка. Она может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации как надежного поставщика и налогоплательщика.