Бухгалтерские семинары: стоят ли они того?

Читать в полной версии

Для многих бухгалтеров нашей страны стало вполне естественным обращаться за помощью в решении производственных задач ко всевозможным тематическим ресурсам, искать информацию в интернете, черпать сведения о новшествах в законодательстве. Следует признать тот факт, что рынок услуг для бухгалтера пресыщен всевозможными предложениями и для того, чтобы полноценно разобраться, какое из них действительно стоит внимания, а какое является «шелухой», может потребоваться много времени. Особое место среди них занимают семинары, активно продвигаемые на рынке различными компаниями и учебными центрами, чья клиентура – преимущественно сотрудники бухгалтерии, кадровики, директора и, в редких случаях, юристы. Сегодня мы постараемся описать данную тему для пользователей нашей услуги «1С через интернет» настолько объемно, насколько это только возможно в формате нашего блога. Вопросов, связанных с ней, очень много: что можно услышать и узнать на подобных семинарах, в чем заключается их ценность, почему сегодня даже на бесплатные семинары, порой, непросто собрать слушателей, что стоит, а чего не следует ожидать от посещения подобного мероприятия и, как в них окончательно не разочароваться.

Немного предыстории

Где-то в промежутке с 2003 по 2008 годы, еще до первого мирового экономического кризиса Российское бухгалтерское сообщество охватила некая «стихия» или даже «страсть» к посещению всевозможных семинаров. Люди ходили буквально на все, что только могли предложить лекторы: изменения в законодательстве, разбор отдельных вопросов налогообложения, кадровый аудит, организация и реорганизация юридических лиц и т.д. Более того, многие руководители охотно финансировали своих подчиненных и даже гордились тем, что их бухгалтера не пропускают почти ни один семинар. Далее наступил кризис со всеми вытекающими на первый взгляд последствиями, однако потребность в семинарах только возросла. Их организаторы стали предлагать «адаптированные» под текущие реалии экономической жизни темы, чем обеспечили себе еще чуть больше года успешной работы на рынке. Шло время, и потребность в семинарах стала утихать. Вернее не потребность, а заинтересованность конечных слушателей (бухгалтеров) на них ходить. Тут ко всему прочему и директора, похоже, начали жадничать, и все чаще от наших коллег можно было услышать: «На семинар не пойду, меня директор не отпускает» или же «К сожалению, посетить его не смогу, т.к. не хочу посвятить этому половину своего рабочего дня». Возникает вполне резонный вопрос: «Что, собственно, случилось»? Ответ зачастую кроется не в финансовом состоянии бухгалтеров или же компаний, готовых бухгалтера профинансировать. Он лежит на поверхности – в том итоговом результате, к которому приходит слушатель после очередного мероприятия. Об этом немного позже.

Что мы ожидаем и что мы получаем?

Ни для кого ни секрет, что любой человек, отправляющийся на семинар, предполагает, что по его окончании он приобретет новые знания, сможет задать интересующие его вопросы, а далее получить развернутый ответ на него. В реальности, это далеко от истины. Собственно, это и стало одной из множества причин, почему на семинары не так-то просто пригласить слушателей. Причем здесь речь идет не только о дорогостоящих и платных мероприятиях, но также и о бесплатных лекциях, читаемых для привлечения внимания аудитории к более серьезным и, конечно же, платным собраниям. Нам неоднократно доводилось принимать участие в них и, к сожалению, общее впечатление оставалось неизменным – неорганизованность. А обратная сторона этого качества, между прочим, является формообразующей. Во-первых, многие из наших коллег жалуются на то, что раньше в неком конференц-зале собиралось около 50 человек, каждый со своими вопросами и, простите, воспитанием. Во-вторых, лектор просто не в силах уделить время каждому, да и многие «чтецы законов» просто покинули этот рынок, т.к. данное занятие перестало себя оправдывать. В-третьих, в условиях напряженной экономической обстановки директора действительно не нацелены на то, чтобы отпустить своего даже самого любимого бухгалтера на пол дня и тем более на весь день неизвестно куда и с какой целью. Они ведь тоже знают о первых двух проблемах… Может в какой-то момент закрасться мысль, что раз на такие собрания стало ходить меньше людей, то первые две проблемы исчезнут сами собой. На это мы скажем, что все «раз на раз не приходится». В действительности, освободившиеся места способствуют тому, чтобы каждый принимающий в них участие слушатель мог рассчитывать на большее внимание к своей персоне. Однако вы уверены, что каждый лектор справится с аудиторией даже в 10 человек? Здесь все зависит от отдельно взятого конкретного эксперта и тут стоит ориентироваться на «имена» и «отзывы» тех, кто уже к ним ходил. В сухом остатке бухгалтер может заплатить от пяти до десяти тысяч рублей за один семинар, а по выходу из него остаться с теми же нерешенными проблемами, с которыми он шел. Кто виноват в таком положении дел. На наш взгляд основная вина лежит на плечах тех, кто эти семинары продает. Ввиду того, что о них в обществе сложилось неблагоприятное мнение, то продавцы готовы пойти на дачу любых обещаний, лишь бы только «заманить» человека к себе. Обещать – это вынужденная мера, являющаяся своего рода «отработкой возражений», если использовать терминологию менеджеров активных продаж. В подавляющем большинстве случаев бухгалтер отвечает на приглашение: «Ой, нет, не пойду. Что я там делать буду? Только время зря потрачу»! Продавцы парируют: «Нина Григорьевна, Вы не проведете эти 5 часов зря! Знаем, раньше были проблемы с обращениями к лекторам, но сейчас ситуация изменилась! Мы собираемся небольшим составом, специально отводим под ответы на вопросы лектору 2 часа! Лектор у нас очень пунктуальный и вообще он очень вежливый человек. На Ваш вопрос ответит, как положено! И даже не один»! Удивительно, но эти самые лекторы зачастую и понятия не имеют, как позиционируют их работу продавцы… Отсюда следуют противоречия, несогласованность действий и, как результат, – неорганизованность, о которой мы писали выше.

О ценности

И все же нельзя списывать семинары со всех счетов, т.к., не посещая их, бухгалтер лишает себя целого комплекса преимуществ, который он мог бы приобрести в сравнении со своими коллегами. Во-первых, семинар – это в любом случае площадка, если не для дискуссии, то, по крайней мере, для лекции. Прослушав информацию от изменениях в законодательстве от живого человека с разбором судебной практики по спорным вопросам, с представлением мнения чиновников по этой же теме, слушатель может самостоятельно сформировать в своих мыслях картину происходящего. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если перефразировать народную мудрость в рамках нашей темы то получится что-то похожее на: «Лучше один раз послушать, чем сто раз прочитать». Во-вторых, любой семинар, так или иначе, предполагает хотя бы несколько заданных лектору вопросов. Пускай этим человеком будете не Вы, однако Вы сможете увидеть своего коллегу, который точно так же сталкивается с проблемами в решении производственных задач, он также мучается и ищет верные пути преодоления сложившихся трудностей. Всегда можно понаблюдать за тем, что отвечает лектор. Более того, разве Вам кто-то запрещает познакомиться с кем-то на семинаре и обсудить общие темы, обменяться мнениями и опытом? В-третьих, каждый семинар – это еще и возможность выйти за пределы тесного рабочего места посреди рабочей недели и провести время с пользой. Скажите, не посещали ли Вас именно такие мысли в последнее время?

Так или иначе, какого бы качества не оказалось мероприятие, насколько бы не был низко квалифицированный лектор, насколько бы Вам были неприятны другие слушатели – это все не может произойти одновременно. Обязательно найдутся пара-тройка плюсов у всего происходящего, которые смогут с легкостью «перевесить» тот негатив, который, возможно, одолевал Вас еще до принятия решения о посещении семинара.

Бесплатные и платные семинары

Как это известно, семинары могут проводиться как на коммерческой основе, так и безвозмездно. Мы с вами живем в России и, чего греха таить, наш человек любит «халяву» в большинстве своем. Представьте, что в вашем городе предполагается к проведению семинар на какую-то уж очень злободневную тему, например, «НДС в III квартале 2017 года. Проблемы вычетов» и все потенциальные слушатели знают наверняка, что вход на него будет свободным. Как Вы считаете, сколько его посетит человек? Заранее сказать сложно, это будет зависеть от места проведения, размера города, а также от множества других показателей. Так или иначе, на нем вы уж точно не окажетесь одни. Скажите, стоит ли ждать от него всех тех благ, который в теории должен давать семинар (возможность взаимодействия с лектором в режиме «вопрос-ответ», спокойная обстановка, отсутствие духоты в помещении, в конце концов)? Мы предполагаем, что нет. Здесь придется искать для себя другие плюсы. Другое дело, когда на одноименную тему будет проходить другой семинар, но билет на него будет платным. Уверены, что слушателей будет меньше, и шанс на полезное времяпрепровождение в разы увеличится. При этом при всем плата за семинар, к сожалению, не является панацеей от многих разочарований, которые, так или иначе, преследуют наших коллег в последние годы.

В заключении

В конце нашей статьи мы хотим сказать несколько слов о разочарованиях – верных спутниках бухгалтера, бывшего любителя семинаров. Есть очень простой и чудодейственный способ справиться с этим опустошающим чувством – не «очаровываться», тогда и разочарование точно не последует. Мы часто рисуем что-то в своих мыслях и, моделируя картину будущего, сами того не понимаем, как роем себе яму. Здесь нам хочется пожелать нашим коллегам несмотря ни на что посещать семинары, если на то есть желание, а также искать способы аргументировать эту необходимость перед директором. Если «добро» будет получено, старайтесь отправиться на него без лишних иллюзий. Это обязательно должно помочь вам воспринять все происходящее на семинаре более объективно, а значит и качественно. Вы ведь это хотели получить?

Спасибо Вам, дорогие коллеги! Читайте наш блог и до новых встреч!