Бухгалтерские помощники: выбираем справочно-правовую систему

Читать в полной версии

Внимание!

Материал данной статьи не является рекламой ни одной из справочно-правовых систем и их разработчиков.  Цель автора – рассказать нашим клиентам по услуге «1С в аренду» о том, какие предложения есть сегодня на рынке, а также дать обобщенные достоинства и недостатки каждой из СПС.

Так уж сложилось, что наше отечественное законодательство с завидным постоянством меняется. Бухгалтеру, кадровику, руководителю организации время от времени, если не постоянно, приходится обращаться к тематическим ресурсам с целью получить максимально простые и в то же время емкие ответы на самые злободневные вопросы. 

Ну, к примеру, «Как заполнить Раздел 2 6-НДФЛ» у бухгалтера или «Как рассчитываются отпускные, если сотрудник работает на вредном производстве» у кадровика или вот еще – «Как уволить сотрудника за прогул». Сколько компаний – столько и вопросов. Для того, чтобы обеспечить всех страждущих правовыми разъяснениями, существуют справочно-правовые системы, каждая из которых призвана «закрывать» все возникающие проблемы. Их названия знакомы каждому бухгалтеру, если не напрямую, то хотя бы понаслышке. Сегодня мы как  раз и поговорим о том, какие бывают системы, и в итоге сделаем вывод, почему справочно-правовые системы до сих пор «живут», когда в каждом офисе уже давно есть интернет

- Галина Петровна, а где Вы ищете ответы на вопросы по работе?

- Ну, в интернете ищу… В «Консультанте», «Главбухе» и «Гаранте»…

Среди множества различных интернет порталов справочно-правовые системы по-прежнему остаются своего рода «оплотом» правового консультирования. Быть может, это связано с тем, что многие наши коллеги просто привыкли искать информацию через проверенные источники, а, быть может, эти ресурсы действительно стоят вне конкуренции с интернетом и поэтому остаются востребованными по сегодняшний день. Если посчитать, то на российском рынке их наберется не более двадцати, однако, пристального внимания заслуживают наиболее маститые – системы «КонсультантПлюс», система «Главбух», а также система «Гарант». Расскажем о каждой из них и попробуем подчеркнуть их сильные и слабые стороны.

Системы «КонсультатПлюс»

Пожалуй, днем с огнем будет непросто найти того бухгалтера, кто в свое время не работал с «КонсультантПлюс». Первые прототипы системы были созданы еще в далеком 1992 году. Наше российское законодательство, можно сказать, «росло» вместе с «Консультантом» и развивается опять-таки в тесной связке с ним. За более, чем 25 лет существования система вобрала в себя опыт и знания светил законодательства, права и юриспруденции, в связи с чем является бесспорным лидером в макромире государственных структур, чего, к сожалению, нельзя сказать о немалом числе отдельно взятых пользователей.

Система бесспорно хороша, но проблема заключается в другом – она реализуется по всей стране через региональные информационные центры (РИЦ), каждый из которых имеет свое собственное и, порой, крайне непрофессиональное представление о том, как эта система должна «продвигаться» на рынок потенциальных пользователей. Низкий профессионализм кадров и руководящего состава, порой, их нежелание хоть немного «разобраться» в сути продукта создают ей во многом ложный и все же неблагоприятный имидж на потенциальном рынке, который исчисляется миллионами пользователей по всей стране.

Более того, в последние лет 5-7 пользователи систем КонсультантПлюс стали отказываться от сопровождения в виду относительно высокой стоимости обслуживания, которая ежемесячно индексируется разработчиком в связи с инфляцией рубля. По большому счету, эти изменения в цене нельзя назвать существенными. Так, при стоимости одного месяца обслуживания наиболее востребованного комплекта «КонсультантБухгалтер: ВерсияПроф», равной в среднем 7500 рублей (в каждом регионе своя фиксированная цена, регулируемая разработчиком), индексация составляет 50-70 рублей в месяц. Однако, сам факт того, что она с завидным постоянством растет, «раздражает» ее клиентов, которые не видят смысла платить «такие деньги», когда «все можно найти в интернете». Еще одним камнем, брошенным в огород «КонсультантПлюс» по мнению опытных пользователей можно назвать ее «сложность».

Безусловно, это миф, который активно тиражируется на рынке ее прямыми конкурентами, однако, и сами поставщики системы, о которых мы писали выше, активно способствуют укреплению этому предрассудка в умах бухгалтеров, юристов, кадровиком и прочих «юзеров». Дело в том, что сопровождение пользователей предполагает обучение работе с программным обеспечением. На деле, сами «учителя» в отдельно взятых случаях достойными навыками работы с системой не обладают.

Описанные нами минусы можно охарактеризовать недостаточной лабильностью и гибкостью разработчика в условиях высоко конкурентного рынка.

При этом при всем системы «КонсультантПлюс» однозначно являются заслуженным лидером среди прочих справочно-правовых систем. Компания и продукт однажды сделали себе имя, ставшее нарицательным, и, по большому счету, заслужили уважение. Обратитесь к тем, кто проработал с системой многие годы и Вы услышите сотни слов благодарности ей за то, что она так пригождалась им в решении сложных и обыденных производственных задач. Тем же нашим читателям, кто по той или иной причине не сталкивался с КонсультантПлюс или давно с ней не работал, настоятельно рекомендуем ей воспользоваться и сделать собственные выводы об этом продукте.

Рекомендованные ссылки:

  1. Официальный сайт разработчика

  2. Информация о продуктах и наполнении систем

  3. Узнать сведения о поставщиках в вашем регионе

  4. Раздел некоммерческой версии системы

Системы Главбух

Разработчик «Главбух» «Актион МЦФЭР» вышел на рынок справочно-правовых систем относительно недавно – всего 10 лет назад, в 2007 году. Компания начинала с выпуска периодических изданий для бухгалтеров, кадровиков, руководителей организаций, юристов и прочих лиц, заинтересованных в разъяснениях российского законодательства. Буквально через несколько лет после этого на свет и критику публики появилась система «Главбух», занявшая на тот момент пустую нишу справочно-правового ресурса онлайн-формата, что дало ей серьезное конкурентное преимущество в сравнении с маститыми игроками рынка. 

Однако, региональная сеть поставщиков «Главбух» охватывает не всю территорию страны, а ограничивается только Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Краснодаром, Новосибирском, Ростовом-на-Дону, Самарой, Уфой и Хабаровском. И все же, ограниченное территориальное присутствие ни в коей мере не умаляет объективных коммерческих успехов «Актион МЦФЭР», которыми она может похвастаться. За непродолжительный промежуток времени, они сумели «оттяпать» существенную долю рынка и, что самое важное, полюбиться ее пользователям. Что же в ней, интересно, такого?

- Марья Ивановна, что любят бухгалтера?

- Нам больше всего нравится, когда на возникший вопрос мы получаем прямой и однозначный ответ.

Да, это действительно правда. Если материалы, представленные в системе «КонсультантПлюс», в большинстве случаев направлены на то, чтобы дать развернутые ответы на поставленные вопросы, то содержание системы «Главбух» максимально приближены к тому, чтобы на любой бухгалтерский вопрос дать четкий и ясный ответ. Признаемся, это действительно заслуживает уважения, однако, все не так просто. 

Данная практика является палкой о двух концах. Наше российское законодательство и тем более разъяснительные письма профильных ведомств настолько «перегружены» бюрократическими оборотами речи, что дать им четкие разъяснения не только трудно, но и подчас просто невозможно. Более того, львиная доля наших нормативных документов настолько противоречива по своему смыслу, что любой однозначный ответ на поставленный вопрос может попросту привести к серьезной ошибке в бухгалтерском учете. 

И все же, пользователи об этом стараются не думать, а предпочитают просто следовать за теми, кто их «ведет за руку». Кстати говоря, среди этих «ведущих» - чиновники, сотрудники Министерства Финансов, заслуженные профессионалы из государственных структур. С точки зрения пользователя, этот факт должен оказывать некое «успокаивающее действие». Мол, раз чиновники так говорят – значит, так и надо делать. Мы ведь, по сути, налоги государству платим. Разработчики системы это прекрасно понимают, собственно, поэтому «Главбух» в свое время стал востребованным на рынке.

Есть еще рад противоречий, облеченных под маску достоинств. К примеру – оформление самого сайта, формат построения рекомендаций. По всей видимости, над «внешностью» сайта работала группа хороших психологов, которым известны слабые стороны бухгалтеров. Посмотрите – он красивый и интуитивно понятный. В нем вы сможете найти много красок и прочих элементов, влияющий на эмоциональное состояние пользователя. Да что там говорить, посмотрите сами и оцените.

  1. Сайт системы «Главбух»

  2. Сайт системы «Кадры»

  3. Сайт журнала «Главбух»

Системы «Гарант»

Вот мы и подошли к нашему «старичку» - системе «Гарант». Она существует аж с 1990 года и являлась долгие годы прямым конкурентом систем «КонсультантПлюс». На сегодняшний день продукты «Гарант» широко распространены в государственных структурах и пользуются у них большой популярностью. По большому счету, сегодня системы «Гарант» можно признать «чемпионом аукционов», т.к. относительно низкая стоимость обслуживания и узнаваемость бренда во многом определила залог успеха системы в государственном сегменте. 

Этого, нельзя сказать о не менее значимых с точки зрения финансовой выгоды коммерческих организациях, где популярность по прежнему занимают «КонсультантПлюс» и «Главбух». Дело в том, что меры, направленные на снижение стоимости обслуживания системы привели к тому, что качество наполнения продуктов резко ухудшилось. В системе в меньшей степени представлены консультационные материалы, аналитические выкладки. Законодательная база остается на должном уровне, однако инструменты поиска нужных разделов едва ли отвечают требованиям времени. Акцент на низкую стоимость и ориентированность системы на «бюджетную» сферу сыграли с «Гарантом» достаточно злую шутку.

Однако, мы сейчас говорим об одном из лидеров этого рынка, хоть и потерявшим свои позиции. Система «Гарант» содержит в себе более 55 000 000 документов, над актуализацией содержащихся в ней данных работают сотни человек, среди ее пользователей – тысячи простых людей по всей стране. Согласитесь, не имела бы она значимости сейчас – ее бы давно уже не существовало.

Более подробно о системе «Гарант» читайте в материалах по ссылкам ниже:

  1. Официальный сайт

  2. О компании и партнерах

Почему справочно-правовые системы до сих пор нужны?

Мы задаемся этим вопросом неоднократно. Посмотрите, наша деловая жизнь вокруг окружена сайтами, порталами, статьями, сервисами, приложениями и прочими благами интернета. Казалось бы, чего в нем только нельзя найти… А, нет, не все так очевидно. Обратите внимание, наполнение каждой справочно-правовой системы содержит в себе не только законодательство или подборку судебных решений. Их ключевое преимущество – авторские консультации, комментарии к законодательству, пошаговые инструкции, на написание которых разработчики тратят солидные деньги. Именно они, а еще сервисное обслуживание, поддержка со стороны налоговых экспертов делают справочно-правовые системы востребованными на сегодняшний день.