Время от времени мы затрагиваем тему дистанционной работы в рамках современной деловой жизни. Разбираем вопросы, насколько это приемлемо в нынешних условиях, каким образом оформляются трудовые отношения между работником и работодателем, а также то, какие преимущества и недостатки подразумевает «удаленный» формат взаимодействия между сторонами. Материал нашей нынешней статьи «напрашивался» уже давно и вот, наконец, мы можем об этом рассказать. Существует собирательный образ «бугалтера-надомника», сотканный их характеров, профессиональных черт и личных предпочтений в стиле жизни ни одной тысячи человек. Сегодня мы расскажем о том, как получать максимальное удовольствие от работы в режиме «home-office», что нужно сделать для того, чтобы эффективность труда оставалась на стабильно высоком уровне, а также дадим прочие полезные советы по этой теме. За помощью мы обратились к одному из наших клиентов по услуге «1С:Предприятие через интернет», сопоставляя его рассказ с тем, что было написано старшим помощником новостного раздела The New York Times Кеннета Р. Роусена, детально подошедшего к описанию данного вопроса.
- Совет №1: «Придерживайтесь распорядка дня»
Несмотря на то, что вы находитесь дома, и можете просыпаться, ложиться спать, когда хотите, графика придерживаться просто необходимо. Во-первых, дисциплина никогда и никому не шла во вред. От нее во многом зависел профессиональный успех множества великих людей, среди которых изобретатели, бизнесмены, нобелевские лауреаты, да даже номинанты на премию «Оскар». Отсутствие порядка, «расхлябанность» способствуют развитию у человека состояния депрессии, упадка сил и апатии. Представьте себе ситуацию, что вы спите по 12 часов в день, в вашей квартире хронически не убрано, холодильник пустой, везде бардак… Ваш внешний вид тоже оставляет желать лучшего, но при этом вы спокойны – вас же никто не видит и работу вы свою, формально, делаете, только с большим запозданием по срокам. Внутреннее ощущение от такой жизни можно сравнить с тем же гадким чувством, что преследовало вас, когда вы ездили на работу в другой конец города пять дней в неделю и жаловались на то, какая жизнь несправедливая штука. Просыпайтесь по расписанию за несколько часов до начала «рабочего дня», приводите себя в порядок также, как будто собираетесь в офис, облагородьте ваше рабочее пространство, протрите пыль, в конце концов. Это гарантированно улучшит микроклимат внутри вас.
- Совет №2: «Не работайте там, где спите»
Опытные бухгалтера-надомники хорошо знают, насколько велик соблазн приступить работе непосредственно на том диване, который служит вашим место для сна. Во многом это бывает удобно, согласны. Просыпаешься, так, часов в 6 и «по утрянке», не идешь умываться и в порядок себя приводить, а на свежую голову приступаешь к работе в программе 1С облако. Похвально, безусловно, но со временем становится эмоционально тяжело. Вообще многие психологи, эксперты в области разграничения личного пространства, рекомендуют строго делить квартиру на зоны, где осуществляется работа и места, где желательно проводить досуг. Практика показала, что смешение труда, профессиональных обязанностей с личной жизнью – это неудачный коктейль, от которого в дальнейшем будет «воротить». Проблема здесь еще и заключается в том, что подсознательно работник начинает воспринимать работу как нечто «вклинивающееся» в его внутренний мир. Диван, кровать, постель, кушетка, в конце концов, – это то, что должно быть неприкосновенно, ибо мир грез и мир НДФЛ, 4-ФСС, 2-НДЛФ не должны быть чем-то единым.
Читайте статью: «Этикет делового письма. Что мы делаем не так»?
- Совет №3: «Обеспечьте безопасность и удобство»
Понятное дело, что удаленная работа должна приносить больше комфорта, чем та деятельность, что мы ведем за рабочим столом в офисе. Однако мы начинаем забывать о таких простых, но привычных всем вещах, как доступ к корпоративному серверу, что есть в офисе, об антивирусной программе, о настольной лампе, тумбочке и прочих разнородных по своему предназначению вещах, которые нам помогали в те времена, когда мы трудились, что называется, «на территории работодателя». Поверьте на слово, находясь дома, от вас требуется не меньший уровень ответственности за то, в каких условиях вы намерены трудиться. Если говорить о рабочем месте, то важно сделать его максимально удобным – благо, все ресурсы у вас для этого есть. Более того, важно обеспечить информационную безопасность. Если вы поддерживаете хорошие отношения с технической службой своего работодателя, не поленитесь позвонить или при личной встрече узнать, как иметь доступ к необходимым ресурсам компании в то время, когда вы будете работать. Помимо доступа к серверу и «общим папкам», возможно, вам потребуется выделенная телефония, реквизиты доступа на корпоративную почту директора. Обсудите эти вопросы, не помешает.
- Совет № 4: «Быть на связи»
По уверению нашей коллеги, пользующейся услугой «Аренда 1С Бухгалтерия 8.3», первые месяцы дистанционной работы благоволят тому, чтобы «отключиться» от всего внешнего мира, появляется желание не слышать и «не знать» всех, с кем приходилось делить офисное пространство в былые годы. К сожалению, такой подход к делу способствует развитию социопатии у нашего бухгалтера. Его нежелание «выходить на связь» лишний раз всячески «отдаляет» его от общих трендов, присущих организации, тем самым «выбивая» его из общей колеи. Кто-то скажет, что именно этого он и добивался, когда собирался работать с дома, однако это действительно чревато развитием психологических расстройств тем более, если кроме как с коллегами разговаривать больше не с кем. А это, увы, не редкость.
- Совет №5: «Постановка задач на периоды»
Никто не станет спорить с убеждением, что удаленная работа предполагает множество соблазнов для тех, кто ее выполняет. Как мы это сказали выше, хочется не убираться дома, просыпаться позже остальных, частично проводить время праздно. Однако все это вредит не только по тому, что нарушает дисциплину, а еще и по той причине, что эффективность работы существенно снижается. Находясь за стационарным рабочим местом, в режиме «сдачи отчетности» вам приходилось разграничивать свой день на временные промежутки, вы определяли, что вы будете делать утром, днем и ближе к концу рабочего дня. Поверьте, от этого правила совершенно не стоит отказываться. Более того, есть существенный смысл планировать свое время не только на день, но также и на неделю, месяц и в отдельных вопросах еще и на год. Постановка перед собой задач, краткосрочных и дальнесрочных целей способствует движению вперед, положительной динамике жизненного развития. Идти против этого правила – значит, идти против самой природы, против человеческой сущности.
- Совет №6: «Если работаете, не отвлекайтесь»
Не менее полезным советом бухгалтера-надомника станет еще одна составляющая дисциплинированного подхода к работе – не отвлекаться на сторонние процессы во время работы. Предположим, вы заполняете декларацию по НДС за 9 месяцев. Перед вами стоит действительно непростая задача составить все таким образом, чтобы к вам не было претензий ни со стороны начальства, ни со стороны проверяющих органов. Эта работа требует максимальной усидчивости и вовлечения в процесс. Некоторым бухгалтерам бывает тяжело сконцентрироваться. Не решив один из ключевых вопросов, они встают со своего рабочего места, идут на балкон полить цветы, направляются в другую комнату погладить кота, попить чай и т.д. В эти моменты желательно не отвлекаться от работы до тех пор, пока не будет сделана какая-то важная деталь в том, чем вы занимаетесь. Предположим, у вас не сходятся суммы в бух учете. Так не вставайте из за стола, пока не обнаружите ошибку. Да, первое время это будет доставлять сильный дискомфорт, т.к. былой «уход» от проблем вам, в каком-то смысле, помогал. Однако, привыкнув, вы почувствуете, как это существенно облегчает жизнь и даже ускоряет выполнение поставленных задач в тот срок, на который вы их запланировали.
- Совет № 7: «Выходите из дома»
На самом деле, самое главное в дистанционной работе – не превращать ее в рутину, пользоваться теми благами, которые она дает. Работая в офисе «сдевятидошести», пять дней в неделю, тратя на дорогу от дома до работы и обратно по два часа в день, мы жалуемся на нехватку свободного времени, на отсутствие возможности полноценно расслабиться, да и просто развеяться. Дистанционный характер работы этому всячески способствует. Вы имеете возможность оперативно выполнить работу, решить повседневные задачи и просто выйти во двор «посидеть на лавочке», подышать свежим воздухом. Сам факт того, что не нужно стоять в пробке, толпиться с голодными, уставшими и злыми людьми в подзавязку наполненном автобусе, идти в сетевой гипермаркет в час-пик и еще там стоять в очереди должен существенно влиять на эмоциональный климат внутри вас.
Выводы
Очевидно, что изложенные нами советы будут «работать» только тогда, когда мы говорим о них в купе. Не стоит, например, придерживаться строгой дисциплины и в то же время не выходить периодически на улицу погулять. Нельзя, например, не работать с собственной кровати, но при этом не придерживаться графика работы. На самом деле, наши советы по своей сути очень просты. Будет вполне достаточно попробовать поработать в таком режиме хотя бы одну неделю для того, чтобы почувствовать результат. Поэтому, коллеги, дерзайте! Если в офисе правила устанавливали не вы сами, то сейчас у вас есть реальная возможность взять ситуацию под свой контроль.
Желаем удачи!