Обмен с ФСС по СЭДО с 2022 г. (пособия)

Читать в полной версии
Содержание

Подключение к СЭДО

Если в программе уже используется электронный обмен с ФСС России, то устанавливать дополнительные сертификаты не нужно. В противном случае необходимо настроить электронный документооборот с ФСС России. Сделать это можно двумя способами:

1. подключиться к 1С-Отчетности.

2. если не планируется использовать 1С-Отчетность, настроить подключение сертификата ФСС для ЭЛН. Это вам помогут сделать специалисты нашего ИТ-отдела.

Отправка сведений о застрахованных лицах

Для того, чтобы начать обмениваться с фондом по проактивной схеме, вначале необходимо осуществить в ФСС разовую отправку сведений о сотрудниках, которые работают в организации.

Простой интерфейс: Сотрудники - Еще - Сведения о застрахованных лицах (ФСС).

Полный интерфейс: Зарплата и кадры - Страховые взносы - Сведения о застрахованных лицах.

СЭДО по больничным листам по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

Листки нетрудоспособности с 1 января 2022 года для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам оформляются в основном в электронном виде (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (ч. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, Особенности порядка назначения и выплаты страхового обеспечения указанным категориям застрахованных лиц прописаны в приказе Минтруда России от 29.10.2021 № 777н).

Запросы от ФСС России о предоставлении сведений, необходимых для назначения пособия, поступают в рабочее место Входящие запросы сведений для расчета пособия ФСС (раздел Зарплата и кадры - Входящие запросы сведений для расчета пособия ФСС).

Работодатель в течение 3 рабочих дней с даты получения информации о закрытии ЭЛН по запросу фонда (п. 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010) должен отправить сведения в ФСС России, подписав их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сведения, которые может запросить фонд для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, содержатся в пп. а п. 22 Правил, а для пособия по беременности и родам – в пп. б п. 22 Правил.

Запрос от фонда можно открыть и просмотреть. Запрос содержит блок сведений, которые есть у фонда и блок сведений, который работодатель должен отправить на запрос. Работодатель проверяет сведения, которые прислал фонд, и формирует ответ, содержащий подтвержденные сведения фонда, недостающие сведения и скорректированные сведения от фонда либо информацию об отсутствии необходимости выплаты и ее причину.

1. Для того чтобы сформировать ответ на запрос от ФСС Росиии, необходимо сначала зарегистрировать документ Больничный лист (раздел Зарплата и кадрыВсе начисления). По кнопке Получить из ФСС документ автоматически заполняется данными ЭЛН. Чтобы загрузить сведения ЭЛН из файла, выгруженного из личного кабинета страхователя на сайте ФСС России, нажмите на кнопку Загрузить из файла и выберите необходимый файл. По ссылке Заполнены данные листка нетрудоспособности в шапке документа можно увидеть, что данные листа заполнены автоматически.

После заполнения документа рассчитывается пособие за три дня за счет средств работодателя, если регистрируется пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, исходя из сведений о заработке и стаже сотрудника, хранящихся в базе пользователя. Часть пособия, которая выплачивается за счет средств ФСС (за остальной период временной нетрудоспособности с 4-го дня), в документе не рассчитывается.

Если документом Больничный лист регистрируется отпуск по беременности и родам, то в документе пособие не рассчитывается, формируются строки с нулевым результатом расчета, т. к. пособие по беременности и родам выплачивается полностью за счет средств ФСС России.

2. Далее необходимо сформировать ответ фонду на его запрос. Для этого необходимо зарегистрировать документ Ответ на запрос ФСС для расчета пособия. Документ можно создать из рабочего места Ответы на запросы ФСС для расчета пособий (раздел Зарплата и кадры), из документа Больничный лист или на основании входящего запроса от ФСС России по кнопке Создать на основании. Можно непосредственно из программы отправить ответ в фонд по кнопке Отправить в Фонд.

3. Фонд назначит и выплатит пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления работодателем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия (ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Об этом он уведомит работодателя и застрахованное лицо.

СЭДО по пособию при рождении ребенка

Единовременное пособие при рождении ребенка в программе не регистрируется.

Пособие при рождении ребенка ФСС России выплатит на основании сведений от органов ЗАГС (п. 26 Правил). Работодатель может в целях назначения пособия получить запрос из фонда о недостающих сведениях для выплаты пособия (п. 31 Правил). Передать сведения в фонд работодатель должен в течение двух рабочих дней с даты получения такого запроса (п. 32 Правил). Где трудоустроены родители, ФСС России запрашивает в ПФР, также фонд проверяет, не выплачивалось ли уже пособие на этого ребенка. Если окажется, что трудоустроены оба родителя, то запрос от ФСС придет к тому работодателю, где работает мама. Если трудоустроен один из родителей, то пособие получит он и, соответственно, запрос от ФСС России поступит к работодателю этого родителя. Если оба родителя безработные, пособие выплатит орган соцзащиты.

1. Запрос из фонда о сведениях, которые работодатель должен отправить фонду для выплаты пособия, поступит в рабочее место Входящие запросы сведений для расчета пособия ФСС (раздел Зарплата и кадры - Входящие запросы сведений для расчета пособия ФСС).

3. Далее для формирования ответа на запрос фонда необходимо зарегистрировать документ Ответ на запрос ФСС для расчета пособия. Документ можно создать из рабочего места Ответы на запросы ФСС для расчета пособий (раздел Зарплата и кадры) или на основании входящего запроса от ФСС России по кнопке Создать на основании. Проверьте заполненные сведения, обратите внимание на районный коэффициент, т. к. он влияет на размер пособия, а также внесите реквизиты справки второго родителя о том, что он пособие не получал. Можно непосредственно из программы отправить ответ в фонд по кнопке Отправить в Фонд.

4. Фонд назначит и выплатит пособие при рождении ребенка в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, которые передает фонду ЗАГС (ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). О выплате пособия фонд уведомит работодателя и застрахованное лицо.

СЭДО по пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет

Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет и расчет среднедневного заработка для пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в программе не регистрируется.

Так как ФСС России не знает, кто будет находиться в отпуске по уходу за ребенком до 1,5, поэтому инициировать выплату пособия должен работодатель одного из родителей (родственников).

1. Для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком сотрудник должен предоставить работодателю одновременно (п. 34 Правил):

  • заявление о назначении указанного пособия (приложение № 4 к приказу ФСС России от 08.04.2022 № 119). Заявление можно заполнить и распечатать из документа Сведения для реестра прямых выплат ФСС

  • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

2. В течение трех рабочих дней с даты подачи сотрудником указанных документов работодатель обязан направить в отделение фонда сведения, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 35 Правил):

  1. сведения о дате начала и дате окончания отпуска по уходу за ребенком

  2. сведения о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде на основании заявления застрахованного лица

  3. сведения о продолжительности рабочего времени застрахованного лица, если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня).

1. Необходимо сформировать документ Исходящее сообщение о страховом случае ФСС (раздел Зарплата и кадры). В поле Вид пособия укажите Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Кадровые данные сотрудника заполняются автоматически. Сведения о ребенке, о датах отпуска заполните вручную. Отправить сведения можно из документа по кнопке Отправить в фонд или из рабочего места Исходящие сообщения о страховых случаях ФСС.

2. После получения сведений через некоторое время фонд направит работодателю запрос на предоставление дополнительных сведений, необходимых для назначения пособия. У работодателя на отправку сведений по запросу есть три дня. Все запросы, поступающие от фонда, можно посмотреть и загрузить в рабочем месте Входящие запросы ФСС для расчета пособий (раздел Зарплата и кадры). В программе для формирования ответа на запрос фонда необходимо зарегистрировать документ Ответ на запрос ФСС для расчета пособия. Документ можно создать из рабочего места Ответы на запросы ФСС для расчета пособий или на основании входящего запроса от ФСС России по кнопке Создать на основании. Дозаполните необходимые сведения. Отправьте ответ в ФСС России по кнопке Отправить в Фонд.

Если сотрудник в период получения ежемесячного пособия утратит право на него (например, в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия), работодатель должен уведомить об этом фонд не позднее трех рабочих дней с даты, когда ему стало известно о таком факте (п. 43 Правил). В программе необходимо создать документ Уведомление о прекращении отпуска по уходу за ребенком (раздел Зарплата и кадры - Передача в ФСС сведений о пособиях).

Получение из ФСС извещений о представлении недостающих документов при прямой выплате пособий

Получение из ФСС извещений о представлении недостающих документов для прямой выплаты пособий производится в рабочем месте Извещения ФСС (Зарплата и кадрыИзвещения ФСС).

  • В поле Организация укажите организацию, для которой необходимо получить извещения (если в информационной базе зарегистрировано более одной организации).

  • Флаг Извещения в работе установите, если необходимо скрыть извещения, которые уже обработаны (отмечаются в списке зеленым флагом).

  • Для получения извещений нажмите на кнопку Получить из ФСС.

· 4. По кнопке Открыть извещение ФСС (в шапке рабочего места) или из документа Извещение ФСС открывается документ, который прислал ФСС. Необходимо с ним ознакомиться и понять, что требуется ФСС. После этого можно подтвердить получение извещения. Работодатель должен подтвердить в электронной форме получение извещения в течении одного рабочего дня со дня получения такого извещения. Если подтверждения не произошло, то фонд в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока направляет работодателю извещение заказным письмом. После отправки подтверждения необходимо отправить реестр с недостающими сведениями в течение 5 рабочих дней. В рабочем месте Извещения ФСС указывается, что подтверждение отправлено, а также сколько дней осталось, чтобы предоставить сведения, требующие уточнения. Имейте в виду, если не отправить подтверждение о прочтении, ФСС может отключить от СЭДО. Поэтому не забывайте отправлять подтверждение!

В документе Извещение ФСС:

  • в поле Вид, №, от: отражается вид извещения и реквизиты входящего документа

  • в разделе Ранее отправленные сведения, требующие уточнения указываются документы, которые требуется уточнить

  • после того как в программе будут подготовлены недостающие сведения и отправлен новый реестр в ФСС, в разделе Сведения, подготовленные по извещению автоматически отражаются отправленные сведения и устанавливается флаг Извещение обработано, сведения отправлены в ФСС.