Нешуточные страсти кипят. За первое полугодие 2020 года объем производства молочной продукции вырос чуть менее, чем в два раза. Спрос на продукцию животного происхождения также вырос на фоне пандемии коронавируса, хотя бы просто потому, что многие находились дома и «заедали» стресс от неясных перспектив развития событий в стране и в мире.
Но как бы то ни было, про начавшийся в 2019 году эксперимент по внедрению маркировки молочной продукции никто в Россельхознадзоре и Минпромторге не забыл и поэтому сегодня решено уже точно – в течение 2021 года практически все производители должны размещать QR-код на каждой единице производимой продукции. Большие начальники посчитали, что промышленность справится с этой ношей, и поэтому пока не готовы идти на существенные уступки.
Однако остается неясным: зачем нужна система «Честный знак», когда у нас в стране давно и вполне эффективно работает ФГИС «Меркурий»?
Немного о результатах эксперимента
Для тех, кто немного следил за темой, скажем, что эксперимент по маркировке «молочки» начался 15 июля 2019 года. За это время в нем поучаствовали более 5000 компаний разного «веса», от небольших производителей и до «гигантов» рынка. Относительно крупных предприятий, естественно было больше. И вот, собственно, к каким результатам они пришли по результатам эксперимента спустя полгода:
- Им так и не удалось определить рентабельную технологию нанесения кода на единицу продукции в условиях производственной линии;
- Возникла проблема их переоборудования, т.к. не каждая линия имела релевантный потенциал;
- Выяснилось, что из-за особенностей упаковки не все продукты удобно промаркировать;
- Изготовители самих линий (которые, как правило, зарубежные и не имеют никакого отношения к российскому законодательству) пригрозили компаниям-молочникам прекращением гарантийного обслуживания из-за внесения изменений в конструкцию.
И в принципе, если оценивать общие результаты эксперимента, то многие пришли к выводу, что включение в систему «Честный знак» наравне со всем известным и привычным «Меркурием» привет к удорожанию единицы упаковки в 2,5 раза. И вот, почему:
- Переоборудование производственной линии будет стоить до 10,5 миллионов рублей (без монтажа и ПО);
- Оснастить оборудованием склад – до 1,5 миллионов рублей;
- Общие расходы на печать – до 520 миллионов рублей в зависимости от объемов производства;
- Стоимость технического обслуживания отрасли в год – около 3,7 миллиардов рублей.
Несмотря на то, что цифры приведены не для конкретных компаний, а для рынка молочной продукции в целом, для конкретного производственника они в любом случае окажутся существенным. В особенности это коснется фермерских хозяйствах, у которых нет большого капитала. Что касается ТОПовых «молочников» - именно они лоббировали идею маркировки, т.к. в ней больше всего и заинтересованы. Возможно, поэтому откровенно провалившийся эксперимент в итоге признали успешным.
Границы «Честного знака» и «Меркурия»
В конце прошлого года Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев заверил, что обе системы будут не противоречить друг другу а, наоборот, дополнять. Вот, что конкретно по этой теме сказал Министр в интервью сетевому изданию:
«Меркурий» позволяет отслеживать торговые и производственные процессы и дает возможность пресекать попадание небезопасной и некачественной продукции на прилавки, препятствует появлению на рынке как контрафакта, так и фальсификата. Система маркировки позволяет отследить контрафакт и оборот готовой продукции, в том числе и в ритейле.
Министр дает понять, что до включения в систему «Честный знак» у государства не было достаточно эффективного инструмента для анализа продаж и производства готовой продукции. Если с помощью системы ветеринарного контроля оно еще могло бороться с фальсификатом на уровне сырья, то его «концы» в некоторых случаях могли теряться на этапе продаж «молочки». Уж не знаем, что там «наверху» не поделили власть имущие, раз возникла необходимость вывести производственников «на чистую воду».
Однако все в один голос заявляют о том, что это полноформатное внедрение системы маркировки негативно скажется не только себестоимости готовой продукции, но и на развитии малого бизнеса, для которого увеличение расходов существенно снизит рентабельность производства. Итогом этой тенденции станет еще большее укрепление позиций компаний федерального уровня и банкротство фермерских хозяйств. Об этом господин Патрушев, к сожалению, сообщать не стал.
На наш взгляд, очевидным исходом всей этой истории станет новый передел рынка, в котором сильные станут еще сильнее, а слабые просто уйдут с рынка.